Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о "мастерах"романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в "Старухе Изергиль". Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.
Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри", которая наряду с его "Демоном", стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина "Кавказский пленник", а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.
Доказательство того, что "Мцыри" – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он "занемог" и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим "оковам" - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью "там". Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на "черное" и "белое", поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.
Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского "Шильонский узник". Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением "вздыхает" о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.
Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.
После "взрыва" чувств произошел "взрыв" силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице "цветка". Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.
Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира "келий душных и молитв". И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира "келий душных и молитв" и чудесного мира "тревог и битв" – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на "родину", найти утраченный "рай".
Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.
Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.
Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы
В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты».
Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.
Необычный герой «Мцыри»
Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.
О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).
Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.
Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».
Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.
Композиционное построение поэмы
Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.
Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.
Факты, описанные в данной статье, будут полезны ученикам 8 классов при написании сочинения на тему ««Мцыри» как романтическая поэма».
Тест по произведению
Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Белинский Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе. Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала. ... Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной: Напрасно в бешенстве порой Я рвал отчаянной рукой Терновник, спутанный плющом: . Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час; И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста... В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире, для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен. Только эти дни он называет блаженством. Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - рассказать душу. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в это же время создал социально-психологический роман. Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал...”). Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций великого Пушкина, поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную культуру свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”. В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.
«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.
Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес-тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис-ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру-зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.
Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.
С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.
Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.
Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри - это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.
За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред-ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо-гает многие трудности. Он переносит страдание голо-да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы-ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме-нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.
Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис-полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри-тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра-жением в поэзии тени его собственной личности».
Поэма заканчивается, как и положено романтиче-скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви-ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.
М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не-что особенное, оригинальное, так называемый «лер-монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.
Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» включает в себя такие черты романтизма, как двоемирие, нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, возвышенные мотивы и поступки персонажа, трагическая обречённость судьбы героя, экзотический пейзаж Кавказа, вычурный стиль произведения, а также вершинная композиция, которая придаёт загадочность сюжету.
Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре.
Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв
Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу. Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырём). Его возвышенными мотивами является познание жизни своих предков, того края, «где люди, вольны как орлы».
Стоит отметить, что отчаянная смелость, глубокая патриотичность, свободолюбивый нрав, вера в мечту и безрассудство характеризуют юношу как нетипичного персонажа. Даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи: «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». В таинственном экзотическом лесу, который сначала казался ему близким и родным, Мцыри ослабевает из-за усталости и голода. Его напористость и твёрдое движение к цели показывают духовную мужественность персонажа, а героизм его личности просматривается в битве с диким барсом (нетипичное обстоятельство). Полужевой юноша находит в себе силы, для того чтобы сразиться со зверем:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Необходимо добавить, что фантастическая победа героя над диким животным порождает множество предположений о возможности такой схватки. Например, по мнению Э. Г. Бабаева, битва с барсом – это всего лишь сон Мцыри, так как олицетворяет внутреннюю борьбу героя. Однако умирает юноша не из–за полученных ран, а из–за жажды свободы, выраженной в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму». Хотя Мцыри провёл всего три дня на воле, он успел познать жестокость природы и трудности человеческой жизни, перенасытился вольностью, предоставленной судьбой, не смотря на её короткий миг. О трагической развязке можно узнать уже из эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-ая Книга Царств). Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ
Горы для Лермонтова, как и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.
Помимо всего прочего, поэма наполнена огромным количеством средств выразительности речи. Так, эпитеты («пылающую грудь», «сумрачные стены», «огненная страсть», «туманной вышине», «гордый глас») передают состояние души героя и красоту окружающей его среды. Сравнения («Как серна, гор пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник») подчёркивают духовное состояние Мцыри. Прибегая к помощи метафор, автор передает переживания Мцыри, жажду свободы (смерть их навеки заживит, бой закипел). С помощью анафоры происходит нагнетание ритма. Часто используются риторические вопросы, обращения и восклицания.
Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.
Таких образом, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» обладает основными чертами романтизма. Однако в произведении можно заметить и принципы реализма: например, поэт точно определяет хронотоп поэмы. Так, действие происходит в монастыре, который расположен близ Мцхэте, на месте слияния двух рек: Арагвы и Куры.