Что слово «успех» означает именно для вас?
Такие термины как «успех» и «быть успешным» могут означать весьма разные понятия в зависимости от контекста и подразумевать наличие порой совершенно противоположных умений и навыков, применяемых к различным жизненным ситуациям.
Например, в повседневной жизни большинство людей считают ложь нехорошим качеством (хотя, возможно, кто-то делает исключение в ситуации «ложь во имя спасения»). Однако для игрока в покер, например, искусство правдоподобного блефа может быть (если не сказать «должно быть») ценным умением (необходимым качеством), делающего его «успешным» и позволяющим достигать победы, то есть успеха в его понимании.
Поэтому, если дело касается игр, построенных на разного рода обмане, то «успех» в них часто зависит от способности хорошо лгать, причем не только словами, но и невербальными знаками — языком тела. Для этого участникам приходится учиться контролировать свое подсознание, жесты, сердечный ритм и другие видимые проявления чувств, способные выдать другим истинное положение дел.
Успешными в этом смысле называют людей, достигнувших высот самоконтроля или научившихся сводить к минимуму проявление (вербальное и невербальное) определенных эмоций.
Хотя деятельность добросовестного маркетолога или продавца никак не связана с обманом, все же успешные предприниматели, как правило, хорошо знают не только психологию продаж и ментальные особенности (вербальные и невербальные) клиентов, но и понимают, как на них самих влияет та или иная деятельность, приносящая либо успех, либо поражение и связанные с этим эмоциональные последствия.
В своей книге «Мозг победителей» (The Winner’s Brain) эксперты Гарвадского университета в области психологии Джефф Браун (Jeff Brown) и Марк Фенске (Mark Fenske) обосновывают теорию о том, что успех (в общем понимании этого слова) по большому счету не зависит ни от уровня интеллектуальных способностей (IQ), ни от обстоятельств, ни от финансовых возможностей, ни даже от удачи. Успех, по их мнению, в основном связан со способностью человека (читайте — маркетолога) взрастить в себе «мозг, устойчивый к поражениям и неудачам».
Если это так, тогда ключевым моментом в вопросе успеха (в том числе и в маркетинге) является способность взять на себя ответственность за состояние собственного сознания.
Что это может означать на практике?
Рассмотренные в этой статье 8 фрагментов инфографики и приведенные к ним комментарии могут пролить свет на этот вопрос.
Для начала необходимо выяснить всю правду о собственных достоинствах и недостатках, какой бы горькой она ни была. Благо, что наш мозг является очень гибким инструментом, поддающимся не только точной настройке, но и познанию как таковому. Для этого в нем предусмотрена так называемая передняя часть поясной извилины (anterior cingulate, выделено на изображении ниже), активизирующейся во время процесса самоанализа:
Для чего это нужно: понимание слабых и сильных сторон собственных интеллекта и мировоззрения помогает более адекватно оценивать свои умственные возможности при принятии маркетинговых решений.
На этом этапе важны 2 момента:
- нужно найти эффективный мотиватор (у каждого он будет индивидуальным), отличный от денег и успеха;
- выявленные на этапе самоанализа ментальные недостатки нужно превратить из текущих преград в долгосрочную пошаговую программу по их преодолению.
Пример: игрок в покер всякий раз, когда к нему приходит «плохая карта», склонен почесывать нос. Для начала он выявляет это, затем сознательно контролирует недопущение данного действия и со временем после многочисленных повторений закрепляет на подсознательном уровне отказ от этой привычки.
Применение в работе маркетолога: специалист «по складу характера» не любит проводить сплит-тестирование. Если он не выявит у себя наличия этого ментального порока, скорее всего, он так и не сможет стать успешным профессионалом. Если же он честно себе в этом признается (первый шаг), тогда следующим этапом должны стать целенаправленные действия по внедрению в работу А/В-тестов и доведение этой привычки до подсознательного автоматического уровня.
Процесс постановки таких целей и действий по их достижению наш мозг выполняет активизируя сразу несколько своих участков:
первый ряд картинок (fig.1-fig.3) показывает, какие участки головного мозга участвуют в постановке целей;
второй ряд картинок (fig.4-fig.6) демонстрирует, как работает мозг человека, когда он начинает осуществлять намеченные действия.
Нетрудно заметить, что задействуются разные участки головного мозга. Таким образом, если индивид только планирует, но ничего не делает для воплощения планов в жизнь, часть коры головного мозга, отвечающего за активные действия отвыкает от своей «работы».
При этом все нужно делать по порядку. Следующий фрагмент инфографики покажет почему это важно.
Действительно, плохо когда кто-то медлит с конкретными действиями. С другой стороны, излишняя торопливость тоже не признак успешного человека. Если этапу самоанализа и постановки целей было уделено достаточно внимания, то после этого нервной системе человека легче полностью сконцентрироваться на достижении поставленных целей.
Он уже не отвлекается на размышления о том, что нужно предпринять, а выплескивает весь свой могучий потенциал — ведь кроме недостатков у всех нас есть и очевидные достоинства — на получение намеченного результата. На этом этапе кора головного мозга функционирует так:
Если сравнить эту часть инфографики с предыдущей, то можно более наглядно представить себе почему мозговая деятельность в стадии концентрации более эффективна — если в голове (на определенный момент времени) все «разложено по полочкам», нет необходимости одновременно отвлекать интеллектуальный потенциал на другие действия (самоанализ, постановку целей). Постоянная многорежимность еще никого не делала успешным.
Негативные эмоции (такие как стресс и гнев) в некоторой степени можно сравнить с ракетным топливом — тот, кто сможет научится использовать их мощь, имеет больше шансов добраться до назначенного пункта без бессмысленных нерезультативных потерь. И дело тут необязательно в том, что нужно научиться постоянно подавлять эти нехорошие эмоциональные проявления, но, скорее в том, чтобы (образно говоря) набросить на них поводья и затем направлять их в нужное конструктивное русло. Научиться делать это можно с помощью следующих психологических установок:
- возникающую проблему следует рассматривать не как проблему, а как очередной вызов, справившись с которым можно приобрести новые ценные умения и навыки;
- к неудачам нужно относиться как к возможно давно назревшему основанию пересмотреть некоторые принятые ранее решения, чтобы двигаться в новом, более адекватном направлении.
То, что эмоциям нельзя позволять бесконтрольно хозяйничать, показывает следующий фрагмент инфографики:
Комментарий: на картинке показано, что в ситуации, когда кто-то испытывает ярость по какому-либо поводу, то активизируются целых 5 участков головного мозга, практически не оставляя физической возможности для других видов позитивной деятельности. Однако при этом первое и третье изображения (fig.1 и fig.3) показывают, что в состоянии ярости активизируются те же участки, что и во время активных действий (сравните с предыдущим фрагментом инфографики).
Тот, кто помнит прошлое, может предсказывать будущее. Большинство успешных маркетологов объединяет одно общее качество — способность видеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это никакое не чудо, а результат применения последовательно накопленного в прошлом маркетингового опыта, разложенного по соответствующим «нейронным полочкам»:
Комментарии: важную роль в хранении информации и в преобразовании краткосрочной памяти в долгосрочную играет часть лимбической системы головного мозга, именуемой гиппокампом. Кроме него, однако, функционирование памяти поддерживается еще как минимум 3 участками.
Выводы: если вы владелец бизнеса — а это автоматически подразумевает, что вы обязаны в определенной мере быть маркетологом — старайтесь запоминать свежую аналитику, характеризующую ваши бизнес-процессы. В нужный момент подобные знания могут всплывать из памяти, помогая принимать стратегически правильные решения.
Процесс зачастую представляет собой череду неудачных экспериментов, неверных предположений и неправильно интерпретированных статистических выкладок. Для того, чтобы добиться успеха в подобной ситуации, маркетологу не обойтись без своевременной мозговой «перезагрузки»:
В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.
Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.
Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой , и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.
Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения , так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами.
А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего \"чулана\" ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась. Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения.
Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить. Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению . А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.
Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого. Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе.
То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух. Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, у неудачника – свой. Секрет успешности и мастерства одинаков во всех видах человеческой деятельности . И, если вы усвоите его, вы сможете быть успешны не только в спорте, но и в других областях своей жизни.
Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника. Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело. Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте. Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это \"что-то\" расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это \"что-то\" и как его добиться.
По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.
Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс . Основными характеристиками этого ресурса являются:
- наличие сильной внутренней мотивации, отсутствие необходимости во внешней мотивации;
- настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить все свои способности в процессе соревнования;
- способность видеть различия между количеством заработанных очков в процессе выступления и своей спортивной формой;
- готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
- позитивное, но реалистичное мышление, способность сохранять позитивный подход к себе и к своему выступлению, способность не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды;
- способность владеть своими чувствами;
- способность играть только разумом и телом, но не эмоциями (тем более негативными);
- способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты (напряжение – это проба сил);
- поддержание необходимого уровня концентрации в течение всего выступления;
- способность стабилизировать состояние энергичности и бодрости;
- способность сохранять уверенность в себе в различных ситуациях соревнования;
- способность полностью осознавать свой потенциал;
- способность в каждом выступлении проявить весь свой потенциал.
Примерами спортсменов, обладающих психологией победителя в полной мере, могут служить Михайлович, Кристиан Вьери, Верон и Альберто Томба. И хотя здесь названы только имена футболистов, в каждом виде спорта есть люди, прочно удерживающие завоеванные высоты, благодаря интуитивному умению грамотно ставить перед собой цели и конструктивному отношению к проигрышу. Они не боятся проиграть, так как расценивают отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить. Ведь спидометр в автомобиле для большинства людей не есть показатель успешности водителя, а есть измеритель, позволяющий водителю корректировать процесс управления автомобилем. Соревнования тоже могут быть расценены как измеритель достигнутого спортсменом уровня спортивного мастерства. В понятие спортивного мастерства в данном случае автор вкладывает и способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.
Продолжение следует...
Победитель – это не только первые места, слава и узнаваемость. Это, в первую очередь, внутреннее ощущение, которое неизменно приводит к успеху. Победителями называют тех, кто достиг высот в самоконтроле и научился не проявлять или минимально проявлять эмоции (и вербальные, и невербальные). Удивительно, но психология победителя и следующий за этим успех не связаны напрямую с уровнем интеллекта, финансовым благосостоянием и обстоятельствами. Какими же навыками обладает тот, кто является победителем? Ученые Гарвардского университета выяснили, что у победителей мозг устойчив к стрессам, неудачам и поражениям. Тем, кто хочет стать победителем, стоит освоить несколько навыков.
10 навыков победителя
- Познай себя. Очень важно осознать, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь. Даже с недостатками можно стать победителем, если принимать решения с учетом того, что они имеются. Адекватное отношение к самому себе, реальная самооценка – первый шаг к успеху.
- Обзаведись мотиватором. Но это не должны быть материальные блага! У каждого человека мотивация индивидуальна. Именно она позволит превращать текущие преграды в долгосрочную программу их преодоления, состоящую из нескольких шагов.
- Ставь перед собой цели. Не мечтай, а продумывай этапы их достижения. И не забудь предусмотреть пресловутый план Б на случай, если один из этапов не увенчается успехом. Надо быть готовым к любой ситуации!
- Развивай внимательность и умение концентрироваться. Победителя с пути достижения цели не собьет ни фарс-мажор, ни любая другая преграда. После анализа неудачи он снова готов к бою.
- Заявляй о себе. Скромность не зря называют наиболее нездоровой формой самооценки. Сомнение в собственных силах, неготовность выйти на первый план – путь вниз, а победитель двигается только вверх, пусть и не всегда с одинаковой скоростью.
- Дисциплинируй себя. Если неудачнику нужен постоянный контроль над его действиями, то победитель контролирует себя самостоятельно. Если он устанавливает сроки, то делает все возможное для того, чтобы в них уложиться.
- Развивай гибкость. Речь идет об умении использовать сложившиеся обстоятельства в свою пользу. Чрезмерная принципиальность часто свидетельствует о том, что человек просто не готов ничего менять, а это не про победителей.
- Не зацикливайся на неудачах. Человек с психологией победителя уверен в том, что это испытание дано для закалки.
- Управляй эмоциями. Не позволяй гневу, разочарованию, плохому настроению влиять на результат твоих усилий.
- Будь оптимистом. Без веры в успех победить невозможно!
В 1984 году Денис Уэйтли написал книгу «Психология победителя», после чего термин стал нарицательным. Впоследствии многие психологи и тренеры пытались дать свои ответы на вопрос, что же это значит.
Одна из главных мыслей Уэйтли такова - победители и проигравшие не конкурируют. Есть четкая, хоть и абстрактная линия между победителями и проигравшими. 1% великих и 99% всех остальных: так было устроено во все времена.
Автор книги делает огромный акцент на привычках. Он утверждает, что победителей возвышают их хорошие привычки, тогда как проигравших тянут на дно плохие. Поэтому вывод напрашивается сам собой: концентрируйтесь на одном, избавляйтесь от другого.
В книге собраны девять привычек, которые должен в себе развить человек, желающий быть успешным. Это тяжело, поэтому таких людей мало. Но настойчивость и терпение способны сделать из аутсайдера лидера.
1. Самопроецирование
Самопроецирование - это акт четкой и ясной картины того, чего вы хотите достичь. Это также о том, чтобы знать свою конечную цель. Но не только: вместо того, чтобы просто добиваться конечной цели, создайте в своей голове фильм, который покажет, как вы ее достигли.
Большинство людей имеет абстрактные цели, о которых даже не думает. Это нечто вроде мысли «Нужно выучить английский язык» или «Хочу открыть свой бизнес». Никаких подробностей, никакой визуализации.
Самопроецирование может также включать медитацию, мантры и аффирмации. Это все развивает шестое чувство, которым обладают победители.
2. Четкие и определенные цели
Самопроецирование прекрасно, но не само по себе, а в комбинации с другими качествами и умениями. Способность ставить четкие цели - одна из них. Без четкости все ваши великие цели просто мечтания. Техника поставки целей SMART - одна из наиболее эффективных.
3. Концентрация на позитивных моментах любого события
Люди, которые терпят неудачу, всегда обеспокоены. Что, если я сделаю это не так? Что, если начальству не понравится мой проект? Что, если я не смогу достичь своих целей?
Эти беспокойства и страх ничего полезного не несут. Они только увеличивают стресс и вероятность того, что у вас действительно ничего не получится.
Намного полезнее и лучше оставаться позитивно настроенным и оптимистичным относительно результатов. Даже если ничего не получится, это не должно вас задевать. Относитесь к неудачам как ученый: «Так, этот способ не сработал, попробуем другой».
4. Решимость
Вы должны иметь решимость самому определять, что вам нужно и действовать. Нерешительный человек будет вечно работать над планом, просчитывать риски и грязнуть в теории, тогда как решительный потратит на это в десять раз меньше времени и ринется в бой. Победители - решительные люди, они принимают ответственность за решения и действуют.
5. Осознанность
Победитель всегда понимает, что происходит и какими словами можно описать текущую ситуацию. Он также будет честен с самим собой относительно своей личности: он знает о своих недостатках и неудачах.
Осознанность - это также эмпатия. Если вы понимаете, что чувствуют окружающие и можете испытывать те же эмоции, это дает вам широкую основу для понимания. Оно может привести к гибкости и готовности к переменам.
Осознанные люди всегда в курсе того, что происходит как с ними, так и с другими людьми. Они быстро разбираются в текущей ситуации и адаптируются к ней.
6. Самооценка
Адекватная самооценка возникает отнюдь не тогда, когда вы находите подтверждение ей в реальном мире. Несмотря на то, что это приятные моменты, в глубине души вы должны понимать, что самооценка исходит изнутри.
Если вы все правильно делаете, то успех не даст вскружить вам голову, а критика не снизит уверенность в своих силах. Вы знаете о достоинствах и недостатках, поэтому неудачи и победы воспринимаете несколько иначе, чем другие люди.
7. Самодисциплина
Немногие готовы признать, что успех требует огромного количества работы. Всем хочется получить волшебную пилюлю. Все хотят легких «хаков», не понимая, что «хаки» - это лишь приложение к большому труду, а никак не решение.
Чтобы достичь своих целей, необходимо привить себе сложные привычки, отказаться от многих развлечений и тренировать самодисциплину каждый день.
8. Разговор с самим собой
Он может происходить как вслух, так и в мыслях. На наших плечах сидят ангел и дьявол и нашептывают нам, что нужно делать.
Дьявол говорит нечто вроде:
- Прекрати работу
- Вышла новая серия «Игры престолов»
- Ты глупый и у тебя ничего не получится
- Ты неудачник
Ангел говорит:
- Поработай еще несколько часов, чтобы успеть сделать проект
- Не ешь эту пищу, она вредная
- У тебя все получится
- Развивай новые навыки
Записывайте свои мысли. Это позволит извлечь их из головы и посмотреть на них осознанно.
9. Цельность
Цельные люди делают только то, во что верят. Они не прогибаются. Подстраиваются, но не прогибаются - и это огромная разница. У них есть убеждения, которые они не предают. Они черпают силы изнутри, а не снаружи. опубликовано econet.ru
Мы говорим: «ключ к себе», «ключ к здоровью», «ключ к успеху», а в чем, собственно говоря, суть КЛЮЧА?
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА
Здесь, в этой книге, философия, психология и технология ключа.
Это принципы, правила и уникальные приемы, обеспечивающие человеку его внутреннюю целостность.
И описана эта «высшая математика» работы мозга простым и понятным языком.
Потому что психологическая культура – это, в первую очередь, культура мышления и речи.
«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает».
А тот, кто изъясняется сложно, сам пока до конца не понимает, о чем говорит.
И еще, мы привыкли оценивать методы по их сложности, но при этом мы оцениваем, оказывается, не сами методы, не их эффективность, а свои труды и затраты на их освоение. Сложные методы потому и сложны, что есть еще в них пока недоработки и ошибки – несоответствия с природой, тогда как истинная ценность методов заключается в эффективности при легкости освоения и простоте использования.
За этим – их проработанность. Это и есть мастерство.
Все гениальное просто! Такова природа!
Вот молитва, например, многим помогает, а ничего не стоит.
За нею стоят тысячи лет.
И другие методы показывают, как добиваться результатов, но здесь новый качественный уровень– принцип КЛЮЧА– принцип позитивного мышления, направленный на оптимум: как добиваться результатов с меньшими усилиями
Это чисто российское достижение, рожденное в нашей российской ментальности, направленное на оптимум, на то, чтобы «сразу и без усилий!».
Этот путь к развитию творческих качеств.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА
Формула счастья до изумления проста: хорошо, когда ты занимаешься любимым делом, а тебе за это еще и деньги платят.
Потому что здесь полный баланс между потребностями души и тела, гармония между духовными и физическими реальностями, а стало быть, человеческая целостность, превращающая человека в личность.
Стремление быть целостным, иметь свое лицо и быть самим собой вопреки обстоятельствам отличает тех, кто обладает так называемой психологией победителя.
Что это – психология победителя, и как достичь в жизни счастья?
Нам снилась в детстве свобода – в полетах во сне.
Мы учимся этой свободе всю жизнь.
Здесь КЛЮЧ к себе – к состоянию внутренней свободы.
И наше лучшее будущее – приблизится.
Потому что все ответы в тебе.
Наше будущее – внутри нас, и наша задача – открывать себя.
И тогда ты сможешь улыбнуться известной поговорке, что судьба играет человеком, а человек играет на трубе.
Как перепрыгнуть высокий забор без злой собаки?
Между тобой и целью не должно быть сомнений.
Иначе споткнешься.
Тренировка с КЛЮЧОМ помогает находить в себе то состояние, которое вам нужно, и, освободившись от внутренних препятствий, настроиться на цель.
Говоришь себе, например: «Начну новую жизнь с понедельника!» – а в памяти всплывают прежние неудачи или тебе препятствуют какие-либо другие подсознательные комплексы и психологические барьеры.
А вот побежит, например, за тобой злая собака, и ты перемахиваешь высоченный забор!
Потому что в этот момент в тебе нет сомнений. Иначе она тебе штаны оборвет или еще что...
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – это способ достижения в сознании «свободного» состояния, в котором нет комплексов и стереотипов, мешающих настроиться на цель.
Это способ включить организм на достижение цели.
Это способ, в конце концов, просто отдохнуть, сумев отбросить мешающее напряжение.
Это способ, с помощью которого происходит раскрытие творческого потенциала и самоорганизация целостности личности.
А ты что делаешь?
Решая любую проблему, ты сталкиваешься с самим собой, со своими внутренними проблемами.
Стресс, страх, подсознательные комплексы, стереотипы мышления – психологические барьеры, которые блокируют сознание и внутренние резервы.
А ты можешь не заметить этого и принять неверное решение.
И ПОЭТОМУ, чтобы получать результаты, надо знать закономерности работы мозга. Это природа. Природу не обманешь! С природой надо быть в союзе!
И ПОЭТОМУ надо знать основные истины, которые помогут разобраться в жизни, среди моря бесполезной информации, которая обрушивается на нас бесконечными потоками.
Итак, психология победителя
Оказывается, успеха добивается тот, кто пользуется следующими принципами.
1 . Искать себе дело по душе или находить в себе мудрость делать дело с душой.
Потому что наивысший результат получается там, где дело делается с душой, с любовью, так как здесь работает максимальное сосредоточение внимания на деле.
Принцип целостности – это принцип «единства мысли и действия», открывающий внутренние резервы. Внимание здесь максимально сосредоточено.
Критерием своего дела (своего упражнения, своего приема) является комфорт. Свое дело – это тот труд, который делается не только с усилием, но и с удовольствием.
Внутренние резервы раскрываются по этому же принципу и в экстремальных ситуациях, когда включается тот же механизм «единства мысли и действия».
Вот пример. Почему у бегуна в самый критический момент нагрузки открывается «второе дыхание»?
Потому что в момент наивысшей нагрузки происходит максимальное сосредоточение внимания на преодолении нагрузки – явление «единства мысли и действия», и оно обеспечивает состояние психического раскрепощения (релаксацию), через которое происходит раскрытие внутренних резервов.
2. Применять оптимистическое (позитивное) мышление.
Вот и формула оптимизма: искать результат, а не зацикливаться на неудаче.
Это классический фундаментальный принцип, который всегда выполняется деятельными людьми.
Чем ты талантливее, тем, оказывается, более способен перебирать варианты и тем результативнее поиск. Потому что ищешь вариант, чтобы получить результат сразу.
Реализуется формула оптимизма на основе принципа КЛЮЧА – технологии прорыва.
Принцип подбора путем перебора вместо принципа достижения путем повторения.
По этому принципу вы пользуетесь правилом: ищете то, что получается, и отбрасываете на время то, что не получается.
И когда вы делаете то, что получается, то начинает получаться и то, что раньше не получалось.
Потому что когда вы нашли и делаете то, что получается, у вас снимается зажатость, растет уверенность в себе, начинает получаться и то, что раньше не получалось.
Это чисто российское достижение – искать как легче, как комфортнее, соединяя старания с удовольствием.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!
На самом деле этот подход – большое российское достижение!
Только надо им правильно пользоваться!
Это то, что Пушкин любил, – ленивая праздность.
А создал при этом целую эпоху в поэзии!
Это то, что мы все в России любим,– чувство раскованности, чувство полета!
Мы активизируемся в деле, где у нас получается, где у нас «крылья растут».
Стало быть, критерием соответствия является деятельность, где старания сопряжены с удовольствием, где высокий результат достигается без излишних усилий.
Поэтому при оптимистическом подходе закономерно повышается уверенность в себе и улучшается здоровье.
А настроение при этом чаще бывает хорошим!
Потому что в кровь выбрасываются эндорфины.
Потому что мозг при таком мышлении получает только положительные импульсы!
Вопрос: А почему мозг при оптимистическом мышлении получает только положительные импульсы?
Ответ: Потому что при оптимистическом мышлении отрицательные результаты просто игнорируются!
3. Успеха добивается тот, кто наряду с основным делом занимается параллельными делами.
Потому что параллельные дела – это дополнительные источники сил и уверенности в себе.
Не получается в одном, получается в другом!
Люди, которые занимаются только одним делом, если там, «внутри этого коридора», что-то не получается, воспринимают это как тотальную трагедию!
А получая результат в параллельном деле, мы черпаем энергию и уверенность в себе.
Параллельные дела – это точки стабильности в жизни, так как если не получается в одном, получается в другом.
С чувством уверенности, которое мы получаем в параллельном деле, лучше делается и основное дело.
А разносторонность – условие развития целостной личности.
4. Успеха добивается тот, кто для того, чтобы лучше решить задачу, повышает планку цели.
Повышая планку цели, мы выходим из-под стресса конкретной задачи, «отцикливаемся», освобождаемся от зажатости, приобретаем широту обзора и новое качество мышления. Чем выше планка цели, тем проще решаются конкретные актуальные задачи.
Так работает мозг и в экстремальных ситуациях: чем выше планка цели, тем легче включаются ресурсы.
Вспомните: убегая от злой собаки, мы можем перемахнуть высоченный забор, а побежала за вами маленькая собака – и может ничего не получиться.
Потому что для преодоления высокого психологического барьера требуется большая энергия. А для решения маленьких задач большая энергия не нужна.
Но как повысить планку цели, чтобы лучше решить задачу?
Надо повысить требования к качеству решения задачи или сократить для себя время ее исполнения.
Вы готовите, например, доклад к четвергу, и у вас стресс. А повысьте планку цели – поставьте себе задачу сделать не просто доклад, а доклад с изюминкой!
Или поставьте себе задачу подготовить доклад не к четвергу, а раньше, например, к понедельнику!
И стресс снижается!
Потому что в сравнении с новой, более высокой задачей, старая задача становится менее стрессовой.
Вот интересный пример про принцип КЛЮЧА и повышение планки цели.
Специалистов-логопедов в центрах речи учат ставить у детей артикуляцию, и дети при этом выполняют различные упражнения, помогающие им овладеть нормальной речью.
Эти упражнения не всегда доставляют удовольствие.
А в Центре защиты от стресса Игорь Чижиков по разработанной им программе «Приобщение людей к языковым культурам» делает это по системе КЛЮЧА с помощью компьютера.
На экране демонстрируются строчки из песен, которые поют известные певцы на испанском, итальянском и других языках (пяти или шести). Подросток, подпевая, находит для себя по принципу подбора путем перебора тот язык, который с ним «резонирует», то есть тот, который ему больше подходит по характеру его личности.
Затем учитель иностранного языка занимается с ним этим языком. В результате обучение языку происходит в комфортных для ученика эмоциональных условиях, а тот, кто освоил один иностранный язык, легче осваивает и другие.
Когда Игорь Чижиков поет вместе с обучаемым эти песни на разных языках, приобщая этим самым людей к языковым культурам, у людей происходит психоэмоциональная релаксация, они раскрепощаются, начинают петь, а потом и говорить свободнее на своем родном языке.
При этом если среди этих людей оказываются пациенты-логоневротики или, например, люди, перенесшие травмы головы, инсульты, у которых нарушилась речь, то они, релаксируясь, тоже начинают потом лучше говорить, у них происходит оживление правильной артикуляции. И как они говорят, это увлекательнее, проще и эффективнее, чем в центрах речи, где их тренируют с помощью других упражнений для улучшения речи.
Почему в центрах речи пока не додумались до того, чтобы использовать караоке и подобные упражнения, которые применяет Игорь Чижиков? Ведь в этих упражнениях старания соединяются с чувством удовольствия.
Потому что в этих центрах для улучшения речи специалисты решают конкретную задачу: пациент должен лучше говорить.
А Игорь Чижиков ставил себе более трудную задачу – научить человека хорошо говорить на разных языках.
Повышая планку цели, мы обретаем новое качество мышления и новое качество жизни.
5. Успеха добивается тот, кто лучше управляет своим состоянием.
Понятно, что без творческого вдохновения не написать стихотворения, а без полной мобилизации сил не совершить рекордного прыжка.
Саморегуляция нужна для контроля над нервным волнением, страхом, для эмоционального настроя в работе, создания психологической атмосферы при общении, быстрого восстановления сил, настройки на будущее, в целом – для улучшения здоровья, освобождения от стереотипов мышления и преодоления психологических барьеров.
Если вам нужно делать дело, а вам не хочется, то помечтайте на фоне приемов КЛЮЧА о том, что это дело доставляет вам радость.
КЛЮЧ создает гармонизирующие связи между сознанием и организмом, и вы получите новое, желаемое отношение к работе.
Так вы соедините работу с удовольствием.
И если хотите – не только работу.
По образу Божьему создан человек (подытожим, повторим урок)
Приближение к шедевру. Это в каждом из нас. И если вам плохо, если мир кажется серым, а люди – сплошь с недостатками, то, значит, в этот момент вы не творите.
Говорят, что по образу Божьему создан человек.
Что это значит?
Бог – Творец. Стало быть, Бог в человеке – это творчество! А не только молитва.
Вы – творец, и если по каким-то причинам не нашли себя, не страдайте, а ищите свой талант – вот путь! Интенсивнее перебирайте варианты и найдете то, что вам соответствует.
Это то, что вам нравится, это там, где вы трудитесь с удовольствием.
Это один из принципов КЛЮЧА.
А скоро мы испытаем принципы КЛЮЧА и метод КЛЮЧ на практике.
Для внутренней саморегуляции и для внешней деятельности.
И будем изумляться результатам.
Итак, главный секрет успеха человека в жизни заключается в том, чтобы он, несмотря на моду, авторитеты и прочие обстоятельства жизни, не изменял себе, а занимался именно своим любимым делом, в котором талантливее всего.
А чтобы быть цельным, нужно быть многоплановым.
Потому что талант по природе многолик.
Иначе ты или штангист, или шахматист. А это скучно.
А раньше нас не так учили, нам говорили, что человек должен быть сосредоточенным. Нам говорили: не разбрасывайся! Нам говорили: занимайся одним делом! И если не получалось, нам говорили, что без труда не вынешь рыбку из пруда.
Теперь добавим новое – сохраняя себя, свое здоровье, воспитываем в себе культуру работать с удовольствием, обучаемся уверенности в себе.
А как воспитывается уверенность в себе?
Первый секрет превращения человека в личность: стресс преодолевается творчеством, путем созидания.
Потому что стресс – это перенапряжение регуляторных систем, энергия дисгармонии, а творчество – фактор упорядочивания. Это принцип развития. Иные, особенно лекарственные, способы снятия стресса должны применяться только в запущенных случаях. Транквилизаторы, алкоголь, наркотики тормозят развитие.
Итак, стресс снимается творчеством. Это правильный здоровый путь развития. Но если случай уже так запущен, что творчества для снятия стресса и выздоровления недостаточно, тогда подключаются и психологические методы.
А если и этого недостаточно – тогда и медицинские.
Творчество – не только психологический, но важнейший биосоциальный фактор человеческого развития.
Именно в творческом состоянии происходит в нашем мозгу соединение опыта наших дедушек и бабушек с нашим личностным опытом, и через этот контакт прошлого и настоящего происходит прорыв в будущее. Наша целостность – основа интуиции.
Секрет успеха второй: чтобы в основном деле иметь надежный результат, надо, оказывается, иметь, помимо основного дела, даже если оно любимое, и параллельные дела.
Помните? Если вы заняты только одним делом, то если там что-то не получается, то это воспринимается как тоталъная трагедия. А в параллельном деле черпаешь вдохновение и уверенность в себе: не получается в одном, получается в другом.
Секрет успеха третий: видов деятельности должно быть много.
Это источники вдохновения и точки стабильности в жизни: действительно, не получается в одном, получается в другом. Именно в этом мы черпаем силы и вдохновение и переносим свою уверенность во все свои дела. Творчески можно заниматься любым делом.
Великие потому и великие, что наряду с главным делом имели десятки увлечений. Леонардо да Винчи и рисовал, и писал, и подводную лодку строил. Авиценна лечил, писал стихи и музыку...
На воспитание психологической культуры надо ориентироваться при обучении детей. Это их психологическая защита и гарантия развития в обществе.
И эти дела для души должны быть не только пассивными, созерцательными, как, например, слушать музыку или гулять по парку, но главным образом – созидательными.
Вот вы, предположим, готовитесь завтра выступить с докладом или собираетесь к начальнику и робеете, а посмотрели на картину, которую написали вчера на досуге, и опять вдохновились: вот ведь что я могу!
Как здорово это выразил Пушкин: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» С этим чувством уверенности в себе уже ничего не страшно. Творчество не только спасает – это опора в жизни, ступень в завтрашний день.
Еще один секрет успешной работы. О культуре рабочего места
Есть такая интересная организация, в которой привлекаются к работе бывшие алкоголики, люди без особых профессиональных навыков, уже потерявшие веру в себя и перспективы на жизнь.
Им предлагают, к их удивлению, тут же попробовать отлить собственными руками из бронзы заготовку, обработать ее, раскрасить красками. И это, к их удивлению, получается!
Потому что это на самом деле доступно каждому.
Просто мы этого раньше никогда в жизни не делали.
И думали, что не можем этого делать. А тут – готовые условия, поощрительные взгляды. И прямо на глазах появляется художественное произведение. От этого никуда не деться. Хочется продолжить занятие. Так вместе с произведением возникает художник. Человек, способный и желающий работать.
Талант многолик. Но важно и умение создать свое рабочее место.
Есть такой феномен труда.
Это замечательная закономерность. Как только облегчаются, оптимизируются условия труда, повышается производительность, работа начинает принимать творческий характер.
Поэтому обычно говорят о том, как важно создать хорошие условия труда. Иногда бывает, трудится человек, трудится, а успехов никаких, но стоило поставить стол у окна – и дело пошло.
Если заглянуть глубже – то, например, когда мы жестикулируем, говорить легче, потому что движения производятся синхронно мышлению, и этим расковывают мысль, думается легче. Или нам думается легче, когда мы не мешаем своим мыслям, сидя неподвижно, как бы оцепенев, или ритмично покачиваемся телом. Все это зависит от того, в каком мы находимся состоянии и о чем думаем. Попробуйте говорить что-то энергичное, не позволяя себе двигаться. Это очень сковывает.
Точно так же расковывают мысль и компьютеры.
Как только появились компьютеры, творческая производительность человеческой мысли резко возросла. И не только потому, что компьютеры взяли на себя громоздкие расчеты, а главным образом потому, что компьютеры облегчили процесс мыслепроизводства, сократив связь между мыслью и ее выражением, и этим самым обеспечили большую свободу мысли.
Мы вместе с вами создадим способ, с помощью которого вы облегчите свою мысль и поэтому будете мыслить свободнее и результативнее.
Это – метод прорыва, который в современном мире дает нам с вами мощное преимущество и позволяет получать самые неожиданные и удивительные результаты.
Это технология целостной психофизиологической самоорганизации личности – способ гармонизации духовного и физического – метод управляемой психофизиологической саморегуляции КЛЮЧ.
Приемы КЛЮЧА, основанные на механизме единства мысли и действия (включаемого при занятиях любимым делом или в экстремальной ситуации), называются «Управляемые идеорефлекторные приемы».
Они снимают нервные зажимы и позволяют достичь гармонизирующего состояния управляемой активации внутренних резервов доступным коротким путем, без всякой экстремальной нагрузки.
Через творческую и параллельную деятельность развивается универсальный опыт жизни, самодостаточность и расширяется круг общения.
Самое главное – обретаешь свое лицо.
КЛЮЧ помогает обрести уверенность в себе и, преодолевая психологические барьеры, расширять круг досуга и получать в делах стабильные высокие результаты наиболее коротким и доступным для себя путем.
Эта книга – практический пример разностороннего творчества. Автор применяет свой метод КЛЮЧ для решения жизненных проблем и достижения творческих целей.
Разговор с футбольным тренером
Эта футбольная команда сделала необыкновенный прорыв!
Но тренер перестал смеяться, изменился, сильно сосредоточился.
И вся команда в напряжении.
Вот он закончил тренировку, уже вечер, ужинает в зале спортбазы с командой, следит, чтобы у ребят все было.
– Пусть икры ребятам на завтра купят! – дает он указание.
После ужина заходит в свой номер, уже почти ночь.
Кажется, он теперь расслабится, почитает что-нибудь или каким-либо другим любимым делом займется.
Вставляет в магнитофон кассету. Боже мой, опять смотрит футбол. Анализирует.
Сколько можно! Футбол и футбол!
Он пригласил пять основных игроков команды и попросил меня научить их саморегуляции. Я предложил им несколько уникальных приемов, которые быстро вызывают расслабление, они сразу расслабились, стоя на ногах.
– А теперь,– сказал я им,– вспомните себя в наивысшей энергичной форме, энергия кипит! Запомните эту мощь! Настройтесь на то, что, когда в игре это понадобится, вы сразу сможете вызвать эту мощь в себе!
– Это нам подходит, – сказал тренер, – мы проповедуем эту философию мобилизации, а ты дал технологию.
Затем мы опять вошли с тренером в его комнату. И он снова включил видеокассету с футболом.
– Ты так долго не выдержишь! – говорю я тренеру как врач. – Тебе надо иметь отдушину, какую-нибудь еще параллельную деятельность, параллельное дело для души. Что ты в детстве любил?
А он убеждал меня, что главное – сосредоточиться на главном.
Главное, говорит, не разбрасываться!
И через полгода попал в клинику с нервными нарушениями.
Талант многолик, потому что в каждом из нас – гармония.
Почему с помощью КЛЮЧА можно снимать психологические барьеры и успешно осваивать различные виды деятельности?
Потому что в основе всех видов деятельности лежат одни и те же закономерности, та же гармония, различия заключаются только в специфике.
Гармония и в каждом из нас.
Не будь в нас этого чувства гармонии, как бы мы могли различить в песне фальшивую ноту, даже не умея петь сами?
В каждом из нас гармония, и поэтому каждый из нас может при желании не только научиться петь, но стать и художником, и математиком, и физиком, и строителем, и врачом, и предпринимателем.
В том, что в каждом из нас – гармония, я убедился неожиданно для себя однажды в самолете.
До этого момента я думал, как, наверное, и многие думают, что человек растет и достигает гармонии путем совершенствования. Это не совсем так.
Глубинная гармония изначально в нас от природы.
Поэтому мы и можем развиваться и достигать высот, опираясь на эти глубинные внутренние критерии.
Это открытие внутренней гармонии у меня произошло так.
Когда шум моторов самолета изменился, я услышал музыку.
Поначалу я удивился только тому, что это была необыкновенно прекрасная, божественная музыка!
Но радио оказалось выключенным.
Божественная музыка звучала, оказывается, у меня в голове.
Играл оркестр, соло вела скрипка.
Я опешил, когда понял – иллюзия возникла на звуке моторов.
Так бывает иногда от утомления, когда в шуме воды, например, вам может послышаться чей-то разговор, это явление известное. Но музыка!.. Что это была за музыка!
Божественный оркестр стал плавно менять тему, как только я задумался: он зависел от хода моих мыслей, настроения! Я мог управлять этим чудесным оркестром одним желанием, без всяких усилий, как Бог!
Что это за чувство! Если бы меня не исключили в свое время из музыкальной школы за отсутствие музыкального слуха, я знал бы ноты и записал бы эту божественную музыку!
Я создал бы великое произведение!
Шум моторов опять изменился, и оркестр так же внезапно исчез.
Стало быть, слух у меня был, но внутренний.
Не было внешнего, того, что обычно называют музыкальным слухом, точнее, не было связи между внутренним и внешним.
Поэтому когда я пою, то делаю это как Ярослав Гашек, который говорил, что он знает четыреста песен, но только одну мелодию.
С помощью КЛЮЧА я немного потренировался петь и смог улучшить эту связь. Она и у вас обычно улучшается, когда нет зажатости, перенапряжения, которое сковывает любую деятельность...
Когда говорят, что некто – «художник от Бога», предполагая, что бывает особый талант художника, или писателя, или композитора, или бизнесмена, или руководителя, то это может вызывать у некоторых комплекс неуверенности в себе.
Все великие художники, если они этого хотели или заставляли обстоятельства, могли быть и прекрасными врачами, и музыкантами. Конечно, это при том условии, если они посвящали себя этой работе настолько глубоко, насколько нужно посвятить себя любой деятельности, чтобы обрести опыт и мастерство. Многие великие писатели и рисовали, и сочиняли музыку, и писали стихи, и, если очень надо, могли построить собственными руками дом.
Бывает от природы и талант писателя, и талант руководителя. Но по своей природе, по существу талант многолик.
Это та самая гармония внутри нас.
Все зависит от того, в каком направлении мы свою природу развиваем. Но в основе любой профессии, в глубине любого вида деятельности – та же самая структура: структура гармонии.
Если вы в чем-то добиваетесь успеха, трудитесь, достигаете основ мудрости своей профессии, то можете понять и художника, и руководителя предприятия, можете найти общий язык и с математиком, и с физиком, и с менеджером, можете оценить их труд, чувствуя основы гармонии в их деятельности.
Конечно, чем более исходно развиты те или иные способности, тем более они вызывают и соответствующие желания, и интерес, и внимание к чему-то. Потому что в области своих способностей легче ориентироваться, помогает интуиция, доступнее результаты. Дети с удовольствием занимаются делом, к которому имеют дарование, их не оторвать от этого дела. Но пробуждение способностей зависит от культуры среды, от способов обучения.
Как только школьник увидит, например, примеры рисования, которые созвучны его внутреннему миру, может открыться интерес к рисованию, или к математике, юриспруденции.
Откуда неуверенность в себе? Мы живем уже в XXI веке, но уровень современного общества еще во многом содержит в себе, к сожалению, отголоски «жреческо-кастовой» культуры, принципа «разделяй и властвуй», психологию удержания рабов.
Недостаточное знание людей о собственном устройстве и друг о друге, отсутствие организованного института культуры самопознания порождает безответственный «шаманизм» и любительское целительство, служит корпоративной «защите чести мундира», «клановости» среди представителей различных профессий.
Этот общественный механизм работает даже подсознательно.
Почему, например, врачи пишут так, что трудно разобрать их почерк?
Почему специалисты, даже психологи, преподающие «общение», или экономисты, юристы часто излагают свои программы и суть своей работы в широкой аудитории настолько специальным наукообразным языком, что трудно разобраться в сути дела?
Это может быть и от недостатка общей культуры, и для защиты своего престижа, а может быть, просто потому, что данный специалист сам ясно не понимает пока сути вопроса.
Но этот непонятный язык окружает человека ореолом специалиста, хотя и сводится, в сущности, к частоколу терминов и сложноподчиненных предложений, за которыми скрываются, быть может, и совсем простые очевидные истины.
Но, как говорят, мастер это тот, кто выразит сложное чувство доступным образом, и не ученый тот, кто в двух словах не может объяснить ребенку, чем он занимается.
КЛЮЧ – это мостик связи, ступенька между людьми, между вами и любой деятельностью.
Потому что при использовании ключевых приемов появляется то состояние гармонии, ясного ума, в котором понимаешь основу мира, понимаешь, что все мы едины, все мы «одной крови», а это открывает чувство уверенности в себе. Значит, если постараться, мы поймем друг друга. В этом наша надежда.
Система КЛЮЧ служит этому, потому что если говорить технически, то в системе КЛЮЧ ты ищешь тот прием, который сразу получается.
Поэтому ты снимаешь у себя напряжение, у тебя растет уверенность в себе.
Это способ моделирования чувства успешности.
А с чувством успешности – успешнее и любые другие дела.
Итак, суть!
Человек – творец! Поэтому хорошо себя чувствуешь, когда в тебе состояние творца, внутренней свободы! Это получается чаще спонтанно, но закономерно тогда, когда дело, которое ты делаешь, тебе по душе.
Душа безгранична, а тело – конечно. Дело по душе – это состояние внутренней целостности, перекрестье безграничной души и конечного тела.
При этом энергия души раскрывается: душа поет, а тело оздоравливается. И дело спорится! Научившись находить в себе целостность, ты становишься хозяином своей судьбы.
Тренировка с КЛЮЧОМ помогает получить и запомнить на будущее прекрасное состояние, когда ты в хорошей форме, чтобы воспроизводить его в нужный для тебя момент в трудной ситуации.
Настроившись на состояние внутренней свободы при тренировке с КЛЮЧОМ, ты можешь испытать на пути к этому желанному чувству «полета» несколько стадий восстановления – сонливость (если недоспал), катарсис (если на душе накопилось) и, именно выполняя эти требования организма, открываешь «чистое небо».
С каждым повторением время тренировки сокращается и превращается в способность управлять своим состоянием, так вырабатываются навыки саморегуляции: захотел – и получил!
Результат: обучаясь управлять своим состоянием, оздоравливаешься и начинаешь полнее раскрывать свои способности.
А это означает, что качественно расширяются твои перспективы, улучшаются отношения с людьми, ты начинаешь лучше понимать свои цели и добиваться успехов в жизни наиболее доступным и наименее затратным для себя путем.