», «Крыжовник», «О любви» . В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее - желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника .
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Крыжовник. Антон Чехов
✪ 2001110 02 Аудиокнига. Чехов А. П. "Крыжовник"
✪ А. П. Чехов - "Крыжовник" (аудиокнига)
Субтитры
Друзья, если у вас нет возможности читать рассказ Антона Чехова «Крыжовник», смотрите это видео. Это история об одном мужике, который хотел иметь усадьбу с кустами крыжовника. Написал рассказ Чехов в 1898 году. События происходят в тот же период. Итак… С самого утра небо было в дождевых тучах. Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю. Буркин говорит, что Иван Иваныч хотел ему рассказать какую-то историю. - Точно. О своём младшем брате. И только он хотел начать свой рассказ, как пошёл дождь. Решили пойти к знакомому помещику Алёхину, который жил рядом. Когда пришли в его имение, то уже были промокшими и грязными. В одном из амбаров работал сам Алёхин, мужчина лет сорока. - А, пацаны! Заходите в дом. Я сейчас, - пригласил он их. Когда хозяин зашёл в дом, то предложил парням сначала сходить помыться в купальню. Когда помылись, сели пить чай. И вот тогда Иван Иваныч начал свой рассказ. (Дальше от первого лица). - Нас было два брата: я и Николай. Он на два года младше. Я пошёл по учёной части – стал ветеринаром, а Николай с 19-ти лет работал в государственных органах. После смерти отца наше имение забрали за долги. Но всё равно мы помнили наше детство. Оно прошло на воле – в деревне: в полях, лесах. Потому мой брат и тосковал на своей сидячей должности. Годы проходили, а он занимался одним и тем же – писал бумаги. И всё время думал о деревне. Он начал мечтать о маленькой усадебке на берегу озера или реки. В общем, захотел купить. Я его не понимал. Считал, что не стоит запирать себя в усадьбе. Брат мечтал есть на природе, спать на солнышке, смотреть на поле и лес. Он постоянно просматривал газеты с объявлениями о продаже усадеб. И обязательно он хотел, чтобы у него рос крыжовник. Николай копил деньги. Сам недоедал, ходил в обносках, но деньги нёс в банк. Годы шли. Брата перевели в другую губернию. Ему уже и 40 лет стукнуло. А он всё читал объявления и деньги копил. А потом вдруг женился. На старой некрасивой вдове. Из-за большой любви к её деньгам. Он и жену держал впроголодь, а её деньги положил в банк на своё имя. Жена стала чахнуть от такой жизни и года через три умерла на радость Николаю. После её смерти брат стал смотреть имения. И наконец-то купил. У реки, как и хотел. Купил 20 кустов крыжовника и посадил его. Зажил помещиком. В прошлом году я поехал его проведать. А он постарел, стал жирным. Показал мне своё имение. Он уже был не мелким робким чиновником, а настоящим помещиком, барином. Уже называл себя дворянином. Забыл наверное, что наш дед мужиком был, а отец солдатом. Ну и конечно к чаю нам подали крыжовник. Я видел, что брат был счастлив, когда его ел. Он добился того, к чему стремился всю жизнь. А ночью я лежал в постели и думал, сколько на земле живёт несчастных людей. И ведь никогда не знаешь, когда несчастье вдруг может к тебе постучаться. Иван Иваныч подошёл к Алёхину и попросил его продолжать делать людям добро. - Смысл жизни в том, чтобы делать добро, - сказал он. Этот рассказ не удовлетворил ни Буркина, ни Алёхина. Хозяин хотел спать, ведь за день очень устал. Но продолжал сидеть с пацанами. Наконец и Буркин захотел спать. Парни разошлись по своим комнатам. За окном продолжал идти дождь. Вот такая история, друзья!
История создания
Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.
«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли .
Персонажи
- Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
- Николай Иванович Чимша-Гималайский - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
- Павел Константинович Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
- Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.
Сюжет
Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .
В рассказе «Хамелеон», написанном Антоном Павловичем Чеховым в 1884 году, читатель сталкивается со следующими персонажами:
Главные герои: Очумелов (полицейский), Елдырин (городовой), Хрюкин (мастер по изготовлению и ремонту изделий из золота, ювелир), а также собака (щенок борзой), кличка которой неизвестна.
Второстепенные персонажи: Прохор (повар генерала Жигалова), собравшаяся толпа.
Также в рассказе главными героями упоминаются Генерал Жигалов и его брат Владимир Иваныч.
В сатирическом рассказе Хамелеон не так уж и много главных героев.
Самым главным героем этого рассказа является полицейский надзиратель Очумелов.
Мастер по золотым изделиям Хрюкин.
Брат этого генерала — Владимир Иванович Жигалов.
Генеральский повар Прохор.
Ну еще можно выделить белого щенка, который укусил Хрюкина.
Чехов «Хамелеон» главные герои
Надзиратель Очумелов, который пытался решить вопрос, что делать с собакой, укусившей мастера Хрюкина.
Хрюкин — мастер золотых дел, или ювелир, которого за палец укусила небольшая собака.
Елдырин — сопровождавший Очумелова городовой.
И самый главный герой, без которого и не было бы этой смешной истории, — собака. Правда автор кличку ее не указал.
Второстепенные герои и герои, которые лишь упоминаются в рассказе, но в деле не присутствовали:
генерал Жигалов и его брат (лишь упоминаются в произведении),
повар генерала Прохор, который помог решить вопрос, чья это собака, которая укусила Хрюкина.
Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»:
- Полицейский надзиратель Очумелов, главный хамелеон рассказа, который пять раз менял свое мнение о судьбе несчастной собаки. Человек очень лицемерный и трусливый, хотя пытается изображать из себя сурового блюстителя закона.
- Хрюкин, золотых дел мастер, иначе ювелир. По описанию и фамилии — пьяница. По наклонностям — садист, отвратительно обращается с животными. Такой же хамелеон как Очумелов, так как меняет свое мнение и манеру разговора в зависимости от того, с кем говорит и как поворачивается ситуация.
- Елдырин, городовой с крыжовником. Человек простой и недалекий, неинтересный персонаж.
- Повар Прохор, появляется в конце, чтобы забрать собаку, не обращает внимания на Очумелова и прочих, он слуга знатного господина.
www.bolshoyvopros.ru
Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»
Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.
К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение – это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.
О чем рассказ «Крыжовник»?
Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком.
Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил ее голодом.
В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.
Ответственность героя за выбор жизненной философии
Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.
Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.
Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.
В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.
Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.
Кризис личности и общества в рассказе
Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.
И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.
Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.
Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.
Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.
Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.
Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.
Иван Иваныч с Буркиным идут по полю, но пускается дождь, и мужчины решают зайти к знакомому помещику Алехину, чья усадьба располагается неподалёку. Алехин, высокий, полный и длинноволосый 40-летний мужчина, встречает их возле амбара, где работает веялка. Его лицо и одежда грязны от пыли. Но он рад видеть гостей, предлагает им искупаться и приглашает в дом. Там Иван Иваныч, попивая чай с вареньем, рассказывает историю о своём брате Николае Иваныче.
Своё детство братья провели в имении отца, который хоть и был из кантонистов, но сумел выслужить офицерский чин и оставить своим детям потомственное дворянство. Однако после его смерти именье за долги забрали. Николай с 19 лет работал в казённой палате, правда, он там сильно тосковал и мечтал приобрести себе небольшую усадьбу. Иван никогда не понимал желания брата, а Николай ни о чём другом не мог думать. Он постоянно представлял свою будущую усадьбу, где обязательно должен расти крыжовник. Мужчина копил деньги, голода, без любви женился на богатой, но некрасивой вдове. Жена вскоре не выдержала такой жизни и скончалась. А он купил себе именье, посадил 20 кустов крыжовника и стал помещиком.
Однажды Иван Иваныч навестил брата и был сильно поражён, как тот постарел, обрюзг и опустился. Он превратился в настоящего барина, хорошо питался, постоянно судился с соседями и рассуждал на «важные темы». Николай угощал брата крыжовником и выглядел абсолютно довольным.
Иван Иваныч был в отчаянии. Он всю ночь размышлял о том, сколько в мире несчастных людей страдают, сходят с ума, пьют и недоедают. А другие живут «счастливо». Ему подумалось, что у всех счастливых людей должен за дверью стоять кто-то «с молоточком» и стуком напоминать им обо всех несчастных. Ведь если с ними случится беда, то на них никто не обратит внимания, так как они сейчас не обращают внимания на других. Заканчивая свой рассказ, мужчина сказал, что счастья не существует, а смысл жизни в том, чтобы «делать добро».
Слушателям не понравился рассказ Ивана Иваныча. А Алехин вообще не вникал, о чём он говорил, ведь это не имело прямого отношения к его жизни, ему просто нравилось беседовать. Но время было позднее, и все отправились спать.
Счастливые и несчастливые герои «маленьких трагедий» А.П. Чехова
Прочитав рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», я пришла к выводу, что никто из главных героев в своей жизни не был по-настоящему счастлив. Возьмём, например, Беликова: смысл его жизни заключался в следующем: обезопасить себя от любых внешних воздействий, поэтому он боялся любых изменений. Поэтому жил он в одиночестве, без друзей, в одиночестве и умер - на эту тему я вспомнила сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», главный герой которой умер в одиночестве, поскольку боялся высунуть нос из своей норки. Прозрение пришло лишь в конце жизни, но было уже слишком поздно…
Другой герой - Николай Иваныч - хоть и достиг своей мечты, но тоже не может быть счастливым, так как он в процессе достижения мечты лишился важнейших человеческих качеств: доброты, милосердия, сострадания, великодушия. Он похож на маленького ребёнка, которому ещё непонятны возвышенные вещи. Этого героя мне очень жаль.
И, наконец, третий герой - Алёхин - тоже несчастлив - любовь прошла мимо него. В конце рассказа он сожалел о том, что не признался Анне Алексеевне в своей любви, но я считаю, что сожалеть не о чем, и поступил он правильно. Для меня семья - это святое, и, если жизнь Анны в семье была благополучной, то и не надо было уводить её оттуда. Видимо, когда-то она была влюблена и в мужа, но эти чувства остыли - так же остыли бы её чувства и к Алёхину - не факт, что ей было бы потом хорошо с ним.
Итак, главных героев рассказов «Человек в футляре» и «Крыжовник» мне очень жаль - они никогда не могли быть счастливы, а вот главный герой рассказа «О любви» не совершил серьёзных ошибок и не потерял ещё шансов на счастье.
А что думаете Вы? Действительно ли можно назвать Беликова и Николая Иваныча несчастными людьми? Правильно ли поступил Алёхин, не признавшись Анне Алексеевне в своих чувствах? Считаете ли Вы, что с ним ей было бы лучше и почему?
Различия между настоящей и выдуманной жизнью в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник»
Рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» входит в так называемую «маленькую трилогию» писателя (помимо этого произведения, сюда относятся рассказы «О любви» и «Человек в футляре»).
Данные рассказы объединены общими героями – ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель гимназии Буркин и мелкий помещик Алехин встречаются и рассказывают друг другу житейские истории. Эти истории объединены общей проблематикой. В самом общем смысле ее можно обозначить как взаимоотношения человека и жизни: что человек делает, чтобы быть счастливым, почему он боится жизни, какую роль он играет в улучшении общего строя жизни и т.д. Вывод писателя неутешителен – он наблюдает опошление человека, превращение его в мещанина и обывателя в самом худшем смысле этого слова.
Об этом, в частности, повествует рассказ «Крыжовник». Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает простую, казалось бы, историю о своем родном брате. Николай Иванович имел в жизни мечту – он хотел купить домик в деревне с небольшим участком земли, стать помещиком и зажить в свое удовольствие: «… будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть но целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес».
В мечтах героя была одна маленькая деталь – он грезил о крыжовнике с собственного участка. Эта ягода стала для него символом его тихого уединенного счастья, его жизненной цели, смысла жизни.
Мы сразу же видим негативное отношение к такой мечте рассказчика Ивана Ивановича. За его словами мы угадываем мысли и самого Чехова: «И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но … уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень…»
Поэтому, мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее.
Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности. Вспомним, как изменился Николай Иванович, когда воплотил свою мечту. Это изменение коснулось его физической формы – новоявленный помещик потолстел, стал вести малоподвижный образ жизни, подурнел: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».
Деградировала и его внутренняя сущность. Хотя, скорее всего, просто вышло наружу все то, что в «канцелярской» жизни героя не могло раскрыться. Николай Иванович стал самоуверенным, несколько наглым, имеющим на все свою точку зрения и старающимся ее высказать во что бы то ни стало.
Кроме того, этот герой стал «заботиться» о своей душе. Автор с иронией пишет: «И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно».
Все, на этом «подвиги» героя закончились. Он был полностью доволен своей жизнью. Можно быть уверенным, что так он будет жить до самой старости и умрет в полном довольствии собой.
Против такого отношения к жизни, против такого духовного, нравственного «заплывания жиром» протестует Иван Иванович и вместе с ним сам Чехов. Как можно быть довольным своим существованием, когда жизнь вокруг полна горя и несправедливостей: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье. »? Но вокруг «всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. »
Важно, что Николай Иванович получил свою усадьбу уже ближе к пятидесяти годам. На что же он потратил свои лучшие годы, когда можно было «перескочить через ров или построить через него мост», а не стоять и ждать, «пока он затянется илом»? Сначала Чимша-Гималайский сиднем сидел в своей канцелярии, закрывшись от всего мечтой об усадьбе. Он читал лишь «садовую» литературу и объявления в газетах о продаже имений, проводил время за построением планов и рисованием чертежей. Все остальное его не интересовало. Даже женился герой только к сорока годам лишь ради денег. Вместо того чтобы хотя бы наслаждаться жизнью с любимым человеком, Чимша-Гималайский существовал рядом с нелюбимым существом, практически морил ее голодом ради экономии и получения вожделенных «трех акров земли».
В итоге герой достиг своей цели, но в чем ценность его жизни? «Есть ли вообще смысл в таком мелком, ничтожном существовании?» — вопрошает автор.
В связи с этим конфликт рассказа «Крыжовник» можно обозначить как контраст между возможностями русского интеллигента и его реальной жизнью, между потенциалом человека и его реальным земным прозябанием, между настоящей жизнью и выдуманным, футлярным существованием.
Вводный урок по творчеству А.П.Чехова в 10 классе.
«Урок литературы в 10 классе по теме «Личность и творчество Чехова»»
Тема: Личность и творчество писателя.
Цель урока: Изучение биографии и творчества А.П.Чехова, тематического и жанрового разнообразия произведений писателя.
Работая с текстом учебника, выяснить основные факты биографии писателя, изучить особенности его творческой биографии
Развивать аналитические навыки учащихся, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом;
Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере жизни писателя, воспитанию активной жизненной позиции и неприятия к негативным явлениям жизни на основе анализа произведений Чехова.
Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.
Разминка. Повторение изученного о Чехове в среднем звене:
Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Собака.)
Продолжите известное высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: . »
В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка», А.П. Чехов.)
Перескажите в нескольких словах содержание рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». (Чи-новник чихнул на лысину важной персоне и умер.)
Персонажем какого рассказа Чехова является полицейский Очумелов? («Хамелеон».)
Кому писал письмо Ванька Жуков и о чём просил в письме? (на деревню дедушке с просьбой забрать его к себе)
Как звали сына героя рассказа «Толстый и тонкий»? (Нафанаил)
Назовите «лошадиную» фамилию, которую не мог вспомнить приказчик Иван Евсеевич. (Овсов)
Работа по новому материалу. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы ХIХ в.
Это годы наступления правительственной реакции, кризиса господствовавших в обществе идео-логий и верований, пассивности либеральной интеллигенции. 80-е годы ХIХ в. – эпоха поисков новых путей развития страны. Творческий метод А. П. Чехова уже определился, в письме к Алексею Николаевичу Плещееву он написал: «Цель моя – убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем». Но даже в этот период «безвременья» Чехов чувствует и ощущает нормы жизни и человеческих отношений, видит отклонения от норм и показывает их.
90-е годы ХIХ века полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Ан-тону Павловичу Чехову.
В 1895 г. 114 ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петици-ей, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры, невозможности печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя.
В 1898 г. с большим успехом шли пьесы Чехова на сцене Художественного театра: в этом же году состоялось знакомство Чехова с Горьким. Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.) этой же чести был удостоен молодой Горький. Но по распоряжению Николая II избрание Горького было объявлено недействительным.
В знак протеста Чехов (вместе с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок решительный и смелый.
Биографические сведения об А.П.Чехове – по уч. стр.179-181
Проверка усвоения текста по принципу «Лента жизни»
Цитаты А.П.Чехова- как они характеризуют Чехова?
«Дневник двойной записи»
Рассказы Чехова – работа в группах:
1группа — по рассказу «Человек в футляре»
Каковы жизненные принципы Беликова?
Почему ничтожнейший человек – Беликов – держал в руках весь город?
От чего умирает Беликов?
Напишите «завещание» Беликова
2 группа – по рассказу «Крыжовник»
Как ты думаешь, кто из героев рассказа » Крыжовник» человек сомневающийся- Буркин, Алехин, Иван Иванович, Николай Иванович, рассказчик? Почему?
Кого ты бы назвал главным героем рассказа? Почему? Какое сомнение мучит героя?
Как бы ты сформулировал: о чем этот рассказ?
Почему так изменился Николай Иванович, став помещиком?
Как, по-твоему, Николай Иванович, достигший своей жизненной цели, достоин уважения или призрения, понимания?
Составление «Диаграммы Венна»: «Человек в футляре»- «Крыжовник»
Тест по литературе по рассказу А. П. Чехова «О любви»
Описание разработки
Часть А (сейчас отсутствующая в ЕГЭ по литературе) проверяет осознанность прочтения рассказа и знание подробностей. Кто из героев лишний? Выберите фамилии главных героев. Как называлась деревня, с которую приехал главный герой? и другие вопросы, ответ на который нужно выбрать из предложенных вариантов. Задания части В – определение направления, рода, жанра, тропов, средства характеристики, фамилии по портрету и др. Часть С – вопросы для сочинения-миниатюры (10-15 предложений).
Вариант 1.
А1. Выберите, кто из героев лишний?
А2. Почему служанка не вышла замуж за повара?
- Она его не любила.
- Он был пьяница и буйного нрава.
- Она была влюблена в хозяина.
- Хозяева были против их брака.
- «Тайна сия великая есть».
- «Наслаждение сие великое есть».
- «Благо сие великое есть».
- «Наказание сие великое есть».
- Помыться и поесть.
- Познакомиться с новыми людьми.
- Поговорить, излить душу.
- Канцелярская крыса
- Кабинетный человек
- Птица вольная
- Ломовая лошадь
- Продать часть земли.
- Сдать в аренду соседям лес
- Работать в поле вместе с батраками.
- Удачно жениться и воспользоваться приданым невесты.
А3. Какая «неоспоримая правда была сказана о любви»?
А4. Зачем в городе холостяки хотят в баню и в рестораны?
А5. Кто главный герой, по его собственному мнению, по наклонностям?
А6. Как главный герой решил возместить долг, который был на имении, куда он приехал?
А7. Что решил регулярно делать главный герой, чтобы не утратить «культурные привычки»?
А8. Как называлась деревня, куда приехал главный герой?
Крыжовник (рассказ)
«Крыжовник» - рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Рассказ входит в «Маленькую трилогию», состоящую из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» .
Известный юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который откладывал сбережения для того, чтобы сшить парадный мундир с золотыми вышивками. Костюм сшили, но ни одного бала и приёма в ближайшее время не намечалось. Мундир убрали, а осенью оказалось, что от нафталина золото потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и мундир впервые был одет только на его труп. Первоначальный замысел «Крыжовника» напоминает историю петербургского чиновника, которую Чехов мог знать от самого Кони или же со слов Толстого. Только вместо мундира главный герой рассказа мечтает о поместье с кустами крыжовника.
Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:
Заглавие: Крыжовник Х служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке… Есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уже он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достаёт. Останавливается на мысли, что не достаёт крыжовника, посылает в питомник. Через два-три года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно…
«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли .
- Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
- Николай Иванович - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
- Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
- Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.
Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .
Материал для сочинения. Алехин Павел Константинович — характеристика литературного героя (персонажа)
Алехин Павел Константинович
О ЛЮБВИ
Рассказ (1898)
Алехин Павел Константинович - главный герой, является также персонажем рассказа «Крыжовник», где дается его портрет: «. Мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика». Окончил университет, и хотя, как он говорит, по воспитанию белоручка, а по наклонностям кабинетный человек, тем не менее вынужден заниматься хозяйственными делами в своем имении, на котором был большой долг, потому что его отец много тратил на образование сына. Стремясь расплатиться, А. так и осел в имении, опростился, занимается сельским хозяйством, его выбирают в почетные мировые судьи.
А. рассказывает гостящим у него ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайс-кому и учителю гимназии Буркину сначала историю своей красивой горничной Пелагеи, которая была влюблена в повара, пьяницу и буйного нрава, а затем и о собственной любви - к жене товарища председателя окружного суда Лугано-вича Анне Алексеевне. Познакомившись с ними, он становится частым гостем в их доме, другом семьи. Он бывает с Анной Алексеевной в театре, подолгу беседует с нею. А. чувствует себя несчастным. Он много думает об Анне Алексеевне, стараясь «понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика. ». Герой скрывает свое чувство, опасаясь и не желая оборвать «счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили». А. догадывается о ее ответном чувстве к нему, но они не признаются друг другу («Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим»). Ни А., ни его возлюбленная не видят перспективы для иных, нежели просто дружеские, отношений, и потому с годами между ними ничего не меняется, хотя герой чувствует, что она близка ему и им нельзя друг без друга.
После назначения Лугановича в другую губернию их семья уезжает, и во время проводов, застав Анну Алексеевну одну в купе поезда, А. наконец признается ей в любви. В эту минуту, по его словам, «со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех и добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
По утверждению писательницы Л. А. Авиловой, в рассказе отразилась история ее взаимоотношений с Чеховым - «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет. ».
Чехов “Крыжовник”
Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.
Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.
За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».
Большой замысел «Маленькой трилогии»
В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».
На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.
Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».
От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».
История чиновника, который мечтал стать барином
Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.
Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.
Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.
В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.
Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.
Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.
Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».
Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.
Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.
Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.
«Футлярная» жизнь Николая Ивановича
История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.
У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.
По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.
Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.
Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.
В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова «Смерть чиновника». Это короткий, но очень глубокий рассказ.
Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.
Слово автора
Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.
В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.
Себялюбивость как порок
Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.
Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».
Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.
Тест по рассказу А.П. Чехова «О любви» (8-й класс)
Тест на знания содержания рассказа, героев и поступков.
Просмотр содержимого документа
«Тест по рассказу А.П. Чехова «О любви» (8-й класс)»
Тест по рассказу А.П. Чехова «О любви»
Кто является главным героем рассказа?
В кого была влюблена красивая Пелагея?
Как называли Никанора?
Кто такой Никанор?
Откуда взята фраза «Тайна сия велика есть»?
Г) из справочника
Кто в рассказе произнес фразу «Мы, русские порядочные люди…»?
Куда нарочно ходят холостяки, чтобы поговорить?
А) в магазин и столовую
Б) в супермаркет и кафе
В) в баню и в ресторан
Г) на рынок и вокзал
В каком городе жил герой рассказа А.П. Чехова?
Что читал герой рассказа перед сном?
а) «Вестник Европы»
б) «Вестник Америки»
в) «Тульский вестник»
г) «Новомосковский вестник»
Куда выбрали героя рассказа в первые годы жизни в деревне?
А) в почётные мировые судьи
Б) в присяжные заседатели
Куда пригласил Луганович Алёхина после суда?
Кто такая Анна Алексеевна?
А) начальник Лугановича
Б) сослуживец Лугановича
В) соседка Лугановича
Г) жена Лугановича
Кого обвинили в деле поджигателей?
а) четверых кавказцев
б) двух украинцев
г) четверых евреев
С какой целью поздней осенью был спектакль?
В) с благотворительной
Г) с миротворческой
Что в качестве подарка просили принять героя рассказа Луганович и его жена?
А) запонки, портсигар или лампу
Б) кулон, пепельницу или абажур
В) брелок, трубку или фонарик
Г) перстень, кальян или свечу
Что присылал Лугановичам из деревни герой рассказа?
А) экзотические фрукты, молоко и цветы
Б) битую птицу, масло и цветы
В) яйца, мясо и цветы
Г) свежие овощи, творог и цветы
Сколько детей было у Лугановичей?
Куда было решено отправить Анну Алексеевну в конце августа?
Чехов. Чем схожи судьбы главных героев рассказов Крыжовника и Ионыча? и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Чехов был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Тема "Ионыча" - изображение мертвой силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и эгоиста.
Сам автор утверждал, что обывательская среда, пошлая и ничтожная, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет внутреннего осознания протеста. История Старцева заставляет нас задуматься о том, что превращает человека в духовного урода. По-моему, страшнее всего в жизни, падение личности в пучину пошлого мещанства.
Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение человеческой души - самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество.
Чиновник Николай Иваныч Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу («Крыжовник» , 1898). Но тоска по деревне понемногу превратилась в навязчивую идею - купить «усадебку» с крыжовником. На осуществление этой цели была истрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой Николай Иваныч женился из-за денег для покупки усадьбы (на любовь он уже был неспособен, ведь в нем заглохли все чувства, кроме одного - желания стать землевладельцем) .
И вот результат - это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин» . Он изменился внешне - «постарел, располнел, обрюзг» . Изменился и внутренне - стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр.
Душевое очерствение Николая Иваныча тем разительнее, что от природы это был добрый, мягкий человек и поначалу его тоска о деревне могла даже показаться поэтической и вызвать у читателя сочувствие: сидя годами в казенной палате, он рвался на волю, на свежий воздух, грезил деревенской тишиной.. .
Мера душевного оскудения человека определяется, в частности, его отношением к прошлому. Николай Иваныч, поселившись в усадьбе, забывает, что его отец был солдат, а дед - крестьянин, и хвастает дворянством: «мы, дворяне» , «я как дворянин» .
Бездуховность, на которую добровольно обрекли себя Николай Иваныч Чимша-Гималайский и Ионыч, исключила их из числа живых людей, лишила их способности думать и чувствовать.
Так как новый император Николай 2 дал ясно понять либерально настроенным кругам, что продолжит политику, начатую отцом. Это означало, что о реформах можно было забыть.
Произведения уже довольно известного в тот период писателя А. П. Чехова стали откликом на сложившиеся в общественно-политической сфере отношения. Таким образом он пытался достучаться до мыслящих людей, способных вмешаться в текущий ход событий. Это относится и к опубликованной в 1898 году трилогии, включавшей небольшие по объему произведения «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник».
Рассказ Чехова (это был его любимый жанр) - это попытка в краткой форме охарактеризовать происходившие в обществе явления и обратить внимание на человеческие пороки и ложные по своей сути представления о смысле жизни.
История написания произведения «Крыжовник»
Как-то писателю рассказали о петербургском чиновнике, который все мечтал о мундире, расшитом золотом. Когда наконец он у него появился, оказалось, что пойти в новом наряде некуда: торжественных приемов в ближайшее время не предвиделось. В результате мундир так и не удалось надеть: позолота на нем со временем потускнела, сам чиновник спустя полгода умер. Эта история послужила основой для создания рассказа, вот только мечтой мелкого чиновника становится крыжовник. Рассказ Чехова привлекает внимание читателя к тому, насколько мелочной и бессмысленной может стать жизнь человека в погоне за эгоистическим счастьем.
Композиция и сюжет произведения
«Крыжовник» строится по принципу «рассказ в рассказе». Повествование о главном герое предваряется экспозицией, содержащей описание природы - богатой, щедрой, величественной. Пейзаж подчеркивает духовное обнищание мелкого чиновника, о котором дальше пойдет речь. Затем читатель видит знакомых по первой части трилогии персонажей: помещика-трудягу Алехина, учителя Буркина и ветеринара Ивана Иваныча. И тут же вспоминается тема «футлярной» жизни - ее еще в первом рассказе обозначил Чехов. «Крыжовник» - содержание его довольно незамысловато - развивает ее, показывая, как может быть губительно привычное существование.
С главным героем, Н. И. Чимша-Гималайским, собеседников и читателей знакомит его брат, Иван Иваныч. Он же дает оценку тому, что происходит с человеком, живущим только ради удовлетворения собственных желаний.
Николай Иванович вырос в деревне, где все казалось ему прекрасным и удивительным. Оказавшись в городе, он не переставал думать о том, как бы непременно приобрести имение и жить там спокойной жизнью (чего никогда не одобрял Иван Иваныч). Вскоре к его мечте добавилось страстное желание выращивать в своем поместье - это подчеркивает А. П. Чехов - крыжовник. Чимша-Гималайский неотступно шел к своей цели: регулярно просматривал газеты с объявлениями о продаже имений, все больше во всем себя ограничивал и копил деньги в банке, затем женился - без любви - на постаревшей, но обеспеченной вдове. Наконец у него появилась возможность купить небольшое поместье: грязное, необустроенное, но зато свое. Правда, крыжовника там не было, но он тут же посадил несколько кустов. И зажил спокойной жизнью, счастливый и довольный собой.
Деградация главного героя
Анализ «Крыжовника» Чехова - это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, черствела душа Николая Ивановича. Его нисколько не мучили угрызения совести за смерть жены - он практически заморил ее голодом. Герой жил замкнутой, бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским званием - его, например, очень обижало, когда мужики, обращаясь к нему, пропускали «ваше высокоблагородие». Показывая свою барскую милость, он раз в год, на свои именины, приказывал "выносить полведра" и был уверен, что так непременно должно было быть. Он не замечал, что все вокруг запущено, собака и та была похожа больше на свинью. Да и сам Чимша-Гималайский располнел, обрюзг, постарел и, кажется, потерял человеческий облик.
Вот она - желанная ягода
Анализ «Крыжовника» Чехова - это размышление над тем, как человек путем самообмана пытается придать особую значимость тому, что на самом деле является пустышкой.
Иван Иваныч, навестивший брата и заставший его в таком неприглядном виде, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистическом стремлении может дойти до подобного состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем. Чимша-Гималайский брал по одной ягодке и с наслаждением ел, несмотря на то что было «жестко и кисло». Его счастье было так велико, что он не мог спать ночью и все подходил к заветной тарелке. Анализ «Крыжовника» Чехова - это еще и очень много неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», с помощью которого он отгородился от проблем и забот окружающего мира.
Что нужно человеку для счастливой жизни?
Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А. П. Чехов.
Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение - он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.
«Крыжовник»: герои и их отношение к миру
Анализируемый рассказ составляет одно целое с двумя другими, входящими в трилогию. И объединяют их не только Алехин, Буркин и Иван Иваныч, поочередно выступающие то рассказчиками, то слушателями. Главное в другом - предметом изображения в произведениях становятся власть, собственность и семья, а именно на них держится вся общественно-политическая жизнь страны. Герои произведений, к сожалению, еще недостаточно готовы к тому, чтобы полностью изменить свою жизнь, уйти от «футлярности». Тем не менее анализ «Крыжовника» Чехова заставляет прогрессивных людей, подобно Ивану Иванычу, задуматься над тем, ради чего стоит жить.