Добрый день, уважаемые коллеги-экологи, предлагаем вам ознакомиться с актуальной информацией об отходах, относящихся к ТКО.
За данные типы отходов плата не вносится, если договор заключён с региональным оператором по обращению с ТКО.
Напомним, если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплата за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ . Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 г. № АА-06-01-36/5099 . При этом если хозяйственная и (или) иная деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится, даже если отходы не ТКО.
Если ваш объект не относится к объектам негативного воздействия, то плата за НВОС не взымается согласно письма Минприроды от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354 .
PS. Разъяснения: в пункте 6 разъяснений чётко сказано, что если юр. лицо не осуществляет хоз. деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и т. о., обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.
Обучение по экологической безопасности (отходы)
У нас в арсенале есть курс по 112-и часовой программе «Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности» — обучение проходят руководители и специалисты организаций, непосредственно занятые с обращением с отходами I-IV класса опасности. Данное обучение регламентировано статьёй 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и является обязательным. Посмотреть дополнительную информацию по обучению, а также сформировать и отправить онлайн-заявку, .
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.
Продолжение следует …
ТКО – аббревиатура, появившаяся сравнительно недавно. Ранее во всех документах фигурировало название «ТБО». Помимо изменения в наименовании группы отходов, были внесены некоторые поправки в закон, касающийся правил обращения с ТКО и порядка расчетов нормативов. Поэтому тема статьи является актуальной для большей части нашего населения.
Понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) было установлено и определено в Федеральном законе от 29.12.2014 №458-ФЗ (в редакции от 28.11.2015). Аспекты данного закона регламентируют определенные требования к обращению с отходами.
Согласно закону ТКО – это отходы, постоянно образующиеся в жилых домах в результате использования каких-либо товаров жильцами. Также к ТКО относят предметы, пришедшие в негодность в процессе их потребления жильцами домов в личных и бытовых целях. Помимо отходов, накапливающихся в ходе жизнедеятельности физических лиц, группу ТКО составляет мусор, возникающий в работе организаций и лиц, зарегистрированных как ИП, который по своему компонентному содержанию близок к отходам жилых помещений.
Состав ТКО
В законе прописаны права и обязательства органов власти разных уровней в сфере, касающейся обращения с ТКО. Там же указаны правила получения лицензии организациями, которые желают осуществлять сбор, транспортировку, переработку, утилизацию коммунальных отходов.
В каждом субъекте Российской Федерации по закону должны быть созданы специальные организации, производящие все действия с ТКО, – региональные операторы. При выборе региональных операторов, являющихся юридическими лицами, проводится конкурс, по итогу которого победившая организация получает разрешение на реализацию деятельности по обращению с ТКО на области всего субъекта РФ сроком минимум на 10 лет.
На производителей и импортеров продукции в соответствии с законом накладывается обязанность утилизировать образующиеся после потребления отходы этих продуктов. Если данное обязательство не выполняется, то импортерами и производителями уплачивается определенная сумма экологического сбора.
Данный закон начал действовать с 1 января 2015 г., кроме некоторых его аспектов, для которых были определены (или изменены) другие даты начала действия.
Класс опасности
Весь перечень видов мусора, составляющих ТКО можно посмотреть в ФККО. Согласно данному классификационному каталогу также можно определить класс опасности того или иного вида коммунальных отходов. Как правило, большее число разных групп ТКО относят к IV или V классу опасности отходов.
Правила обращения
Все правила обращения с ТКО подробно прописаны в установленном Правительством РФ документе «Об обращении с ТКО» от 12.11.2016 №1156. Ознакомимся с некоторыми аспектами Правил.
В документе прописано, что все манипуляции с ТКО должны производиться в условиях соблюдения безопасности для людей и природной среды.
Организация, назначенная региональным оператором, составляет договор с потребителями, сообразно с которым данная организация становится ответственной за все этапы обращения с коммунальными отходами. Деятельность оператора определяется программой региона в сфере обращения с ТКО и ведется согласно соответствующей территориальной схеме.
Действия, связанные со сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и складированием ТКО, осуществляются непосредственно самим региональным оператором или с помощью других организаций, работающих с отходами.
Места складирования ТКО для потребителей определяются в договоре, заключенном с региональным оператором. Сбор отходов может производиться:
- в домах в мусороприемные камеры, оснащенные специальными контейнерами;
- в емкости разных объемов, находящиеся на специально отведенных площадках на улице;
- в одноразовые (пакеты) или иные емкости, которые предоставляет сам оператор.
Крупногабаритный мусор должен складироваться:
- в бункерах на площадках;
- на специально выделенном участке территории для отходов крупных размеров.
Согласно Правилам приоритетной технологией обработки ТКО является та, которая позволяет производить автоматизированную сортировку мусора. Также предпочтение при утилизации отходов дается технологиям, которые обеспечивают получение в итоге вторичного сырья для разных отраслей производства.
Важным пунктом при обработке ТКО является исключение из общей массы опасных отходов (I и II классов) для их непопадания на полигоны.
В Правилах прописаны все возможные причины, в соответствии с которыми может быть прекращена деятельность региональных операторов.
Нормативы накопления
Нормативы накопления ТКО указаны в Постановлении Правительства России от 4 апреля 2016 г. №269.
Обратите внимание! При определении нормативных значений также осуществляется учет мусора, образующегося в ходе уборки придомовых территорий.
Для любой дифференцированной категории объектов нормативы определяются раздельно. Для установления нормативных значений замеряются отходы в соответствии с установленными правилами.
С целью расчета нормативов используются специальные формулы, определяющие следующие показатели:
- Средний в сутки норматив за сезон, который может быть выражен разными единицами измерения в зависимости от использования массовых или объемных значений.
- Средний в разные сезоны (периоды года) суточный норматив, который также может быть выражен единицами массы или объема на 1 расчетную единицу/сут.
- Среднемесячные и годовые нормативы.
Плотность
Плотность ТКО (ранее ТБО) определяется в процессе расчета нормативов накопления отходов. Это важный показатель, для установления которого необходимо знать объем и массу мусора. С этой целью осуществляют выравнивание накопившихся отходов и измерение их параметров, используя специальную линейку. После этого ТКО взвешивают и из полученного значения общей массы вычитают массу емкости. С помощью полученных чисел производится последующий расчет средней плотности отходов, при котором необходимо определить суточную норму накопления (зависит от количества жильцов), среднемесячный и среднегодовой нормативы, годовую норму ТКО. Только рассчитав нормативы, можно определить значение средней плотности.
Дополнительная информация! Вышеописанные расчеты должны производиться специалистами в условиях соблюдения норм и формул, указанных в нашем законодательстве. Кроме того, для проведения таких работ необходимо определенное оборудование.
Утилизация ТКО
Каждый год в нашей стране происходит образование свыше 70 млн. тонн ТКО. Практически весь объем мусора можно перерабатывать. Однако в России большинство коммунальных отходов просто складируется на полигонах, площади которых постоянно увеличиваются. Такой способ утилизации отходов является нерациональным и с экономической, и с экологической стороны. Поэтому вопрос правильной переработки ТКО требует пристального внимания властей и экологических служб.
Рассмотрим основные существующие сегодня способы утилизации коммунальных отходов.
Захоронение. Самый дешевый способ. Однако он имеет множество недостатков. При разложении отходов на полигонах во внешнюю среду выделяются токсичные вещества, загрязняющие воду, атмосферу и почву. При этом требуются огромные территории, которые после ликвидации свалки долго будут непригодными для пользования. При реализации данного способа необходимо соблюдение правил расположения полигонов: они должны создаваться за границами населенных пунктов, зон отдыха и охраны воды, медицинских учреждений.
Сжигание. Распространенный сегодня способ. Продуктом процесса является зола, объем которой гораздо меньше объема ТКО до сжигания. Золу обычно вывозят на полигоны. Данный способ также имеет определенные минусы, связанные с негативным влиянием на экологию. Поэтому его пытаются усовершенствовать за счет использования печей дожигания с системой очистки газов и генератором электрической энергии.
Экологически более рациональным методом является пиролиз – разложение отходов в условиях отсутствия воздуха при высоких температурах.
Компостирование. Способ для разложения органической составляющей мусора. Его суть состоит в создании компостных куч, в которые закладываются отходы. В таких кучах происходит разложение органических компонентов за счет деятельности микроорганизмов. Недостатком способа является то, что при биодеградации отходов появляется неприятный запах. Также способ требует предварительной сортировки мусора.
Переработка ТКО. Большая часть отходов может перерабатываться с целью получения новых материалов и изделий. Способ позволяет экономить природные ресурсы, защищать экологию и получать дешевую сырьевую базу.
Разные компоненты ТКО перерабатываются по-разному.
Металлические материалы подвергаются сортировке, прессованию и пакетированию, после чего обработанные отходы направляются на металлургические предприятия с целью переплавки.
Пластиковые компоненты служат сырьем для производства новых изделий: полиэфирных листов и волокон и др.
Из стеклянных остатков получают техническое стекло, использующееся в строительных работах. В процессе переработки осуществляют сортировку, очистку, сушку, дробление и нагрев сырья с целью дальнейшей переплавки.
Бумажный мусор (совместно со свежим сырьем) используют для получения новой бумаги. Собранная макулатура сортируется, очищается, в некоторых случаях обесцвечивается и затем отправляется на целлюлозно-бумажные комбинаты.
Из древесных отходов производят множество строительных материалов (например, ДВП, ДСП), топливные брикеты, пеллеты и т.д.
Выброшенные электрические приборы зачастую являются источником цветных металлов и полимеров, пригодных для дальнейшего использования в качестве сырья.
Переработке также подвергаются нефтесодержащие отходы (асфальт, битум).
Таким образом, переработка каждого вида ТКО производится по разным технологиям, поэтому важнейшим этапом данного способа утилизации является сортировка отходов.
Об одном из современных полигонов для ТКО, находящемся в Вологодском районе, о принципах его функционирования и проблемах несанкционированных свалок рассказывают телевизионные корреспонденты в видео
Нововведения, касающиеся правил работы с ТКО пока понятны не каждому жителю нашей страны. Изменение самого названия (ТБО на ТКО) и обновленный процесс внесения платежей за оказание услуг по обращению с мусором вызвали немало споров. Неизменными, к сожалению, пока остаются лишь устаревшие способы утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов.
Разберемся, что такое ТКО или ТБО?
Федеральный закон от 29.12.2014 №458 – ФЗ внес изменения в само понятие ТБО. Появился новый термин, ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы? Это бытовые отходы жилых домов. А вот понятие ТБО шире, к нему также относится мусор, образовавшийся на предприятиях, схожий по составу с бытовыми ТКО. Понятие твердые коммунальные отходы включает в себя еще несколько групп отходов.
Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:
- Биологический мусор.
- Бытовые отработки, иными словами обычный мусор.
Таким образом, ТКО – самая разнообразная группа отходов. Из всего разнообразия можно выделить основные разновидности:
- биологические остатки
- синтетические ТКО
- целлюлоза
- нефтепродукты
Обращение с ТКО
Изменения в федеральном законе также коснулись вывоза отходов ТКО. Если раньше этим должны были заниматься управляющие компании, они же и устанавливали стоимость вывоза для жителей. То сейчас это обязанность региональных операторов. Установлена определенная схема вывоза. Мусор вывозят на близлежащие полигон ТКО.
Стоит понимать, что невозможно резко перейти со старой системы на новую. Это планируется сделать постепенно. Ориентиром служит 2017 год. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами прописаны в нормативных документах и постепенно дорабатываются.
Региональный оператор
Под этим термином понимается юридическое лицо, занимающееся обращением с ТКО на установленной территории. Для этого необходимо заключение договора на оказание услуг с управляющими компаниями или непосредственно с собственниками.
Оператор выбирается конкурсным путем. Договор с ним заключается на срок от 10 лет. Прежде плата за эту услугу рассчитывалась исходя из площади помещения, имеющегося у собственника. Сейчас же плата будет устанавливаться из расчета норматива твердых коммунальных отходов на человека.
Норматив накопления – средний объем ТКО за единицу времени, согласно ФЗ № 89.
Бесплатная юридическая консультация:
Утилизация ТКО
Существует несколько способов избавления от нежелательного мусора.
Захоронение
Наиболее финансово выгодный способ. Но вместе с тем он пагубно влияет на природу и нерационально занимает территорию. Складирование ТКО осуществляется на специальных свалках и полигонах, оборудованных необходимыми объектами.
Полигоны для захоронения должны находится за пределами жилых, рекреационных, водоохранных зон, лечебных учреждений, мест массового отдыха. Недопустимо захоронение радиоактивных, токсичных, то есть опасных отходов.
В процессе разложения отработок вырабатываются вредные пары. Они наносят ущерб состоянию почвенного покрова, близлежащим грунтовым и поверхностным водам, атмосфере, а также могут причинить вред человеку. При выделении газов велика вероятность их возгорания. В такой ситуации свалочный газ требует должного обращения, то есть нуждается в сборе и утилизации.
Преимуществом этого метода является его дешевизна. Но вместе с тем, для этого необходимы большие территории, которые в дальнейшем будут непригодны для хозяйственных работ и жизнедеятельности. Чтобы исправить ситуацию необходимо будет потратить большое количество времени и вложить в это много средств.
Бесплатная юридическая консультация:
Сжигание
Самый популярный способ. На выходе образуется зола, занимающая значительно меньше места, нежели первоначальные ТКО. Как правило, оставшаяся зола вывозится. Этот способ имеет недостатки. В процессе сжигания ТКО выделяется большое количество токсичных веществ.
Остатки веществ пагубно влияют на природу поблизости этого места.Чтобы избавится от этого недостатка, необходимо применять печи дожигания. Они осуществляют нейтрализацию вредных веществ. Современные мусоросжигательные печи имеют систему очистки и генератор электроэнергии.
Преимуществами этого метода являются небольшие финансовые затраты, уменьшение объема остатков. Кроме того, выделившееся в процессе сжигания тепло можно использовать для выработки электроэнергии и для отопления. Главным недостатком является токсичность.
Разновидностью сжигания является пиролиз – термическое разложение отработок в отсутствии воздуха. Он способствует сохранению окружающей среды.
Компостирование
Бесплатная юридическая консультация:
Благодаря компостированию утилизируется до 30% ТКО, это касается безопасных органических отходов. Для облегчения борьбы с ТКО необходима их систематическая сортировка. Все чаще в российских дворах можно увидеть контейнеры для определенных видов ТКО. Например, контейнеры для пластиковой тары, стеклобоя, бумаги.
Все более популяризируются мусоросборники для опасных ТКО:
- использованных батареек
- отслуживших градусников
- старых ламп
Чтобы опасные бытовые отходы не успели нанести непоправимый вред среде, они подлежат сортировке.
Переработка вторсырья
ТКО являются востребованным вторсырьем, вторичное использование бытового мусора позволяет производить большое количество продукции, например бумажная продукция, стеклотара, разнообразные отработки из металла и пластика.
Переработка мусора во вторсырье позволяет не только уменьшить количество утилизируемых отходов, но и сэкономить природные ресурсы, количество которых с каждым годом все уменьшается.
Бесплатная юридическая консультация:
Виды мусора, подходящие для повторной переработки:
- Лом черных и цветных металлов. Металлические остатки сортируются в процессе магнитной сепарации, прессуют, пакетируют и отправляют на предприятия литейного производства для переплавки.
- Пластмассы. Повторное использование полимерных остатков проблематично ввиду степени их загрязнения. К тому же вторсырье не соответствует качественным требованиям. Перерабатывать полимеры во вторсырье более затратно, нежели производить первичное. Вторичная переработка осуществляется только в случае отсутствия жестких требований к полученному материалу.
- Стеклотара. Используется для производства технического стекла, применяющегося в строительстве. Для этого стеклобой сортируют, очищают, сушат, измельчают и нагревают с последующей переплавкой.
- Макулатура. После сбора бумажных отходов, в первую очередь сырье сортируют. После получают макулатурную массу и очищают ее. В дальнейшем массу могут подвергнуть обесцвечиванию и в конечном итоге отправляют на производство бумаги. Новая бумага производится при помощи обработанного вторсырья и первичного сырья в совокупности.
- Древесина. Этот материал востребован в строительстве. Переработка позволяет сэкономить на затратах производства первичной продукции.
- Отслужившая электроника. При переработке отслуживших электронных плат можно получить золото, серебро, палладий, а также, никель, железо, медь и стеклополимеры. Отсортированный металл затем отправляется в плавильную печь.
- Нефтепродукты. Асфальт, битум, масла.
Каждому виду отходов соответствует своя технология переработки. Смешанные ТКО сортируют при помощи разнообразных видов сепарации.
ТКО в квитанции: из чего складывается тариф
Новая услуга с 2017 года - обращение с твердыми коммунальными отходами. Какая разница с ТКО и ТБО, какие изменения это влечет и что обязана делать УК
Сам термин «твердые коммунальные отходы» введен 1 января 2016 года. Впервые это отразилось в Жилищном Кодексе РФ, в ст. 154 указано, что ТКО - коммунальная услуга Затем стала разрабатываться правовая база, которая состоит на момент 2017 года из:
- Правила обращения с ТКО,
- изменения в Правилах предоставления коммунальных услуг <. > №354,
- также большое влияние на реформы в сфере ТКО оказывают экологические законы.
Ответственность за обращение с ТКО
Оказывает эту коммунальную услугу региональный оператор совместно с управляющей компанией. Обязанности разделяются следующим образом:
Бесплатная юридическая консультация:
- УК обязана содержать контейнерные площадки, следить за чистотой и правильностью размещения;
- Оператор собственно вывозит мусор на свалки или другие предусмотренные места сбора отходов.
- Если МКД не имеет централизованной системы водоотведения, то вывоз жидких отходов остается на плечах управляющей домом организации.
ТКО в квитанции идет в отдельной графе, теперь они не входят в работы по содержанию общедомового имущества.
Что делает оператор, кроме как вывозит мусор? На него возлагается вся ответственность за полный цикл переработки: прием отходов (вывоз с площадок), транспортирование (перевоз до свалки и подобного), обработка и обезвреживание, а также захоронение (для этого есть отдельные нормативные акты).
Время перехода к новым порядкам
Вопрос стоит в том, когда региональный оператор по обращению с ТКО сможет начать свою работу. Чтобы заключить договор, требуется:
- чтобы в регионе был сформирован единый тариф на обращение с ТКО, - тогда оплата ТКО будет прозрачнее;
- заключить договор на вывоз ТКО между оператором и администрацией.
- дом через УК заключает типовой договор по обращению с ТКО.
Способ заключения договора разнится:
Бесплатная юридическая консультация:
- если управляет домом УК, то составляется договор управления МКД.
- если домом управляет ТСЖ и проч., то составляется договор о предоставлении коммунальной услуги.
- частые дома также могут заключать договор с оператором, непосредственно сами.
Но всегда это будет договор непосредственно с собственниками жилых помещений и прочего.
Нормы и требования
Обращение с ТКО регулируется правилами, нарушение которых влечет за собой расторжение контракта и штрафы. В вывозе мусора ТКО главное - то, как часто он вывозится. Согласитесь, что иметь во дворе заваленные контейнерные баки - то еще удовольствие.
Частота вывоза зависит от температуры окружающей среды и делится на холодное и теплое время года (среднесуточная температура должна быть ниже или выше 5°C соответственно):
Отклонения от сроков не должны превышать 72 часов за весь месяц (в сумме всех раз), а единожды допустимо задержать вывоз мусора на 24 часа в теплое время и 2 суток в холодное. За нарушение сроков есть наказания - снижение размера платы. Каждые 24 часа в одном расчетном периоде - это минус 3,3%.
ТКО в квитанции
- идет отдельной строкой; плата за ТБО должна быть исключена из состава квитанции.
- плата распределяется по количеству зарегистрированных в доме человек или размера жилого помещения (в зависимости от принятого в вашем субъекте метода).
- цена также зависит от того, раздельный ли сбор ТКО организован для этого дома.
Отличие ТКО от ТБО
В чем же принципиальное отличие ТКО и ТБО, что власти ввели новую услугу и отменяют старую с 1 января 2019 года?
- твердые бытовые отходы
- твердые коммунальные отходы
Вообще, принципиальной разницы между ними нет. Это тот же мусор, который мы выносим на контейнерные площадки. Раньше определение говорило о том, что это только жилой мусор, который различался для жилых помещений. А теперь норматив учитывает скорость накопления и устанавливается не по принципу жилой/нежилой, а для разных потребителей по-разному. То есть, среднестатистическая семья и кафе на первом этаже дома будут накапливать мусор, очевидно, с разной скоростью. Поэтому первые будут платить меньше, а владелец кафе - больше.
Бесплатная юридическая консультация:
Читайте также
Подпишись на наши новости
за неделю от редакции «МойДом»
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Из ТБО в ТКО всего за год
В январе 2016 года вступит в силу изменение по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО). Если сейчас данный вид услуг относится к жилищным, то с первого января 2016 года сбором и транспортировкой ТБО займутся коммунальные предприятия. Такие перемены повлекут за собой существенные изменения начислений за предоставление данного вида услуг, а также порядка оплаты.
«Твёрдые коммунальные отходы» в новом законодательстве
Предстоящие перемены напрямую связаны с федеральным законом №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который приняли 29 декабря 2014 года. Документ содержит в себе кардинально новое отношение к работе с ТБО. В законе прописаны новые принципы обращения, хранения, обезвреживания и утилизации ТБО. Начало следующего года станет стартом для вступления в силу основных положений федерального закона, хотя некоторые нововведения уже реализованы.
Например, с 1 января 2015 года «мусорный вопрос» обзавелся новыми понятиями. Основными из них стали: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».
Бесплатная юридическая консультация:
Стоит отметить, что аббревиатура «ТБО», которая повсеместно используется, ушла в прошлое. Очень скоро понятие «твердых бытовых отходов» заменят на «твердые коммунальные отходы».
ТБО и ТКО: в чём разница?
В чем же разница между ТБО и ТКО, и какой смысл в этом нововведении? Главной отличительной чертой ТКО стало то, что хоть это все тот же мусор, который необходимо утилизировать, федеральное законодательство больше не различает ТКО для жилых и не жилых помещений, как было раньше с ТБО. Теперь твердые коммунальные отходы будут считаться по нормативам накопления за единицу времени, и будут устанавливаться для разных групп потребителей дифференцированно.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов может быть установлен как субъектом РФ, так и муниципалитетом, если на него будут возложены необходимые полномочия. Аналогичная ситуация с предельными тарифами за обращение с ТКО. Конечно, сами правила по коммерческому учету объема и массы ТКО остаются на Правительстве РФ.
Еще одним нововведением станет появление операторов по обращению с ТКО, а главное, появление регионального оператора. Теперь обслуживающим организациям (УО, ТСЖ, ЖСК) придется заключать соответствующие договора с региональными операторами, согласно требованиям Правительства РФ. Касательно собственником частных жилых домов, они смогут заключать договора напрямую с региональным оператором без привлечения третьих сторон.
С принятием закона появилась масса вопросов и не до конца понятных моментов, которые потребители так и не смогли разобрать. На данный момент на региональном уровне ведут работу по подготовке нормативно-правовой базы в этом вопросе, чтобы конкретизировать определенные положения закона. Так что остается еще немного подождать.
Бесплатная юридическая консультация:
© Единая общероссийская служба вывоза мусора и грузоперевозок.
Работаем в городах: Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Челябинск.
ТБО или ТКО? Новая кодировка мусорных платежей вызвала недоумение собственников челябинских квартир
В «Южноуральскую панораму» обратились жители домов управляющей компании «ДЕЗ Калининского района». По их словам, жильцам в последнее время стали начислять двойные платежи за вывоз мусора.
Чем вызван этот шаг, и почему возникли разночтения?
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский пообещал найти средства на реконструкцию старой школы в усть-катавском поселке Шубино. Но работы должны быть закончены к новому учебному году, и это может стать критерием эффективности муниципальных чиновников.
История о том, как мама троих детей променяла работу в офисе на рукоделие.
Бесплатная юридическая консультация:
Новый министр сельского хозяйства Челябинской области намерен продолжить курс на поддержку АПК, избегая революционных шагов.
В минувшие выходные в Челябинске (и одновременно с этим еще на других 800 площадках в 109 странах мира) прошел международный фестиваль по разработке компьютерных игр Global Game Jam.
«Южноуральская панорама Онлайн»
Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС0. от 10.11.2016 г.
выдано Федеральной службой в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Бесплатная юридическая консультация:
Учредитель: Государственное автономное учреждение Челябинской области «Редакция областной газеты «Южноуральская панорама»
Главный редактор: Трушников А.Н.
454091, г.Челябинск, ул. Васенко, д. 63
Тел. редакции
Все права защищены и охраняются законом.
Бесплатная юридическая консультация:
При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
Редакция не несет ответсвенности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18 +
© 2018 ГАУ ЧО Редакция областной газеты «Южноуральская панорама» Разработка сайта Цифровой элемент
Бесплатная юридическая консультация:
ТБО и ТКО одно и тоже?
С 1 января 2016 года во всей России, вводится новая система обращения с отходами производства и потребления – полномочия в этой сфере будут переданы от органов местного самоуправления на региональный уровень власти.
Федеральный закон № 458 от 29 декабря 2014 года определил, что на становление этой системы регионам дается год. Возвращено лицензирование компаний, работающих в сфере обращения с отходами – оно должно было начаться с 1 июля 2015 года, а с 1 января 2016 года в субъектах Федерации должен начать работу региональный оператор по обращению с коммунальными отходами, который на договорной основе будет привлекать к этой деятельности лицензированные компании.
Изменения коснулись и названия: если раньше мусор именовался ТБО – твердые бытовые отходы, то теперь ТКО – твердые коммунальные отходы.
Также в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги будет включена плата за обращение с ТКО для всех физических лиц (раньше не было механизма для взимания платы за вывоз мусора с владельцев частных домов) и экологический сбор – для юридических лиц, производителей, импортеров товаров.
Региональная власть должна будет устанавливать единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для региональных операторов, а также разработать территориальную схему обращения с отходами и программу, в рамках которой будет осуществляться государственное софинансирование.
Бесплатная юридическая консультация:
Проект региональной программы уже разработан, но с учётом изменений в законодательстве будет скорректирован».
Новая система, которую ещё предстоит создать, более прозрачна, с экономической точки зрения способна работать лучше, усиливает контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами.
Тко и тбо в чем разница
С первого января 2016 года сбор и транспортировка твердых бытовых отходов (ТБО) перестанет относиться к жилищным услугам, перейдя в разряд коммунальных. Соответственно, существенно изменится начисление за ее предоставление и порядок оплаты.
Все грядущие изменения связаны с принятием 29 декабря 2014 года федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». В документе отражены кардинально новые принципы организации работы по обращению, хранению, утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Основные положения федерального закона вступают в силу в начале следующего года, однако существует ряд нововведений, которые уже реализуются. Так, с 01 января 2015 года в «мусорном вопросе» вводятся новые понятия. К основным относятся: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».
Бесплатная юридическая консультация:
Таким образом, понятие «твердые бытовые отходы» в скором времени заменится «твердыми коммунальными отходами» - отходами, образующимися в жилых и нежилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами, а также товарами, которые утратили свои потребительские свойства в процессе потребления их физическими или юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Другими словами, ТКО - это все тот же мусор, нуждающийся в сборе и транспортировке, с не большой, но существенной разницей: теперь федеральное законодательство не разграничивает понятие «твердые коммунальные отходы» для жилых и нежилых помещений, как это было прежде. Но при этом, непосредственно нормативы накопления ТКО (среднее количество ТКО, образующееся в единицу времени) могут устанавливаться дифференцированно для различных категорий потребителей данной услуги и отдельно для каждого из субъектов Российской Федерации.
Норматив накопления ТКО может утверждаться как субъектом РФ, так и муниципалитетом, если таковые полномочия ему будут переданы самим субъектом РФ. Это же касается и определения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: они могут находиться как в компетенции правительства субъекта РФ, так и органов местного самоуправления. А вот сами определение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, расчета нормативов и случаев их применения находятся исключительно в компетенции Правительства РФ.
Введение в обиход понятий «оператор по обращению с ТКО» и «региональный оператор по обращению с ТКО» должно подготовить россиян к тому, что коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Это услуга станет реализовываться через регионального оператора.
То есть с 01 января 2016 года управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, получая от населения плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. Для этого именно обслуживающие организации (УО, ТСЖ, ЖСК) и заключают с регоператором соответствующий договор согласно требованиям, установленным Правительством РФ. Что касается собственников частного жилого дома или части жилого дома, то они заключают договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую.
Бесплатная юридическая консультация:
Причем региональный оператор по обращению с ТКО не имеет права отказать собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, так как с его стороны данный договор – публичный. В рамках соглашения региональный оператор по обращению с ТКО обязуется принимать отходы в объеме и в местах, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законом РФ. Со своей стороны собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора согласно утвержденному единому тарифу на услугу регоператора. Обратите внимание, при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов.
Для реализации обновленного федерального закона «Об отходах производства и потребления» как на федеральном, так и региональном уровнях должен быть утвержден ряд нормативно-правовых актов, которые призваны конкретизировать отдельные положения закона. Ведь на сегодняшний день принятый документ вызывает только вопросы.
Что такое ТКО и как с ними обращаться?
В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» - Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.
Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ. Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами, профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.
Бесплатная юридическая консультация:
Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов - твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:
из Федерального закона № 89-ФЗ
Бесплатная юридическая консультация:
норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)». На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО, под которыми понимаются организации коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.
С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.
С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой - гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6–24.13).
В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ. Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.
Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО - региональные операторы - будут иметь не только права, но и обязанности.
На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:
Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.
Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.
Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы - в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.
В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.
На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).
Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу, которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.
Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.
Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные - в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские - во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.
На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.
Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:
из Федерального закона № 89-ФЗ
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога». Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.
Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.
Подробную информацию о данных изменениях см.:
– Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/);
– Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/).
Подробнее об этом см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (http://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/).
Ранее подобный документ носил название «программа комплексного развития в области обращения с отходами».
Подробнее об этом см.: Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/).
См. Ламихова М. Рекультивация земель или несанкционированное размещение отходов? // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 38–44 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/rekult/).
М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»
Мероприятие традиционно проходит под Патронатом ТПП РФ и проводится при организационном участии Центра экологической промышленной политики Минпромторга России, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, Ассоциации «ЕРБА», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Центра ЮНИДО, Ассоциаций «АПЭТ» и «РАТЭК».
Наше предприятие сдало декларацию о плате в срок до 10.03.2017, но в связи с некорректной работой Модуля природопользователя мы не смогли отобразить наличие на предприятии отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) и срок сдачи ее в уполномоченный орган. Позже, когда Модуль заработал, мы сделали уточненный расчет и подали его в Департамент Росприроднадзора 27.04.2017. Суммы платы остались прежними, и в расчете кроме одной новой строчки с данными об отчетности СМСП ничего не поменялось. Может ли Росприроднадзор оштрафовать нас за то, что уточненный расчет не был сдан в срок до 10.03.2017?
Нужно ли актуализировать сведения об объекте, оказывающем НВОС?
О проблеме мусора в России знают все жители нашего государства. По этому поводу можно услышать разные мнения, как выходить из сложившейся ситуации. Но прислушиваться необходимо к профессионалам, которые знают, какие отходы можно перерабатывать, а главное — как.
Как выглядит ситуация в наши дни?
Больше всего отходов скапливается в коммунальном хозяйстве, потому что главным производителем мусора на планете Земля является человек. А больше всего люди мусорят там, где живут. И если не организовать правильный сбор продуктов жизнедеятельности, то гарантированно появятся стихийные свалки. В дальнейшем, это перерастает в бедствие, потому что скидываются материалы, которые отличаются по составу свойствам в непригодных местах, а это способствует:
- Загрязнению окружающей среды;
- Созданию антисанитарной обстановки в прилегающих к свалкам зонах;
- Рост территории загрязнения;
- Ограничению в доступе к объектам инженерной инфраструктуры;
- Появление разносчиков заболеваний;
- Насыщению воздуха продуктами распада.
Так как в России слишком поздно спохватились с возможностями переработки мусора, поэтому сегодня ситуация в некоторых районах страны выглядит катастрофически. Особенно тяжело дела обстоят в крупных городах, поэтому изменения закона о твердых бытовых отходах назревал и требовал незамедлительных действий. Меры были предприняты со стороны правительства, и в 2014 году появились поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Цели изменения в законодательстве
Главным нововведением стало появление нового определения, что такое обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) вместо вывоза твердых бытовых отходов (ТБО). Разница между этими понятиями минимальная, она заключается в том, что к ТКО относятся отходы, образующиеся вследствие процессов жизнедеятельности людей в жилых помещениях. В то время, как под ТБО считался мусор, непригодный для утилизации в быту и предметы, утратившие свою потребительскую ценность.
Целью уточнения названия мусора из квартир, домов стало привидение в порядок системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов. Введенные изменения в закон 89-ФЗ РФ от 1998 года четко регламентируют действия всех участников мусорооборота. Раньше жильцы платили за вывоз ТБО, руководствуясь нормами жилищного кодекса и получали несколько вариантов услуг:
- Приезжающий мусоровоз забирал только тот мусор, который на их взгляд соответствовал бытовому, остальное как не трудно догадаться перемещалось в сторону ближайшей стихийной свалки;
- Все содержимое контейнера перегружалось в машину и вывозилось на ближайший полигон, где ведется бесконтрольное накопление и не учитывалось, что в землю закапывалось вторсырье такое, как бумага, древесина, металлолом, электроприборы, пластик. Все это относится к ТКО. Эти материалы перерабатываются, что помогает сохранять природные богатства страны для следующих поколений.
Как должны действовать новые правила
Теперь же в квитанциях по коммунальным услугам вывоз ТБО заменен новым пунктом — обращение с ТКО. Это значит, что управляющая компания осуществляет целый перечень услуг:
- Обеспечивает сбор отходов и контролирует степень их накопления по предписанным в законе нормативам, с поддержанием площадок, размещения мусорных контейнеров в чистоте и порядке;
- Передает оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами права на сбор, вывоз, распределение ТКО для дальнейшей утилизации;
- За переработанные отходы жильцам домов предоставляется снижение по оплате услуги – обращение ТКО. Все данные расчеты проводятся по тарифам и нормативам региональным оператором.
Из этого становится ясным, что такое услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, но возникают другие вопрос – кто определяет сроки усовершенствования и назначает цену. Ведь для того, чтобы предоставление коммунальных услуг соответствовало всем стандартам, нормативам, требованиям закона необходимо не только ЖКХ привести в надлежащий вид, но и подготовить программное обеспечение, повысить технические характеристики оборудования, техники.
Кто может оказывать услуги по закону
С простыми операторами проблем не возникает, потому что к ним относятся уже существующие компании или индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортировку ТБО. Но теперь им приходится работать не с УК или другими представителями ЖКХ, а с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами – это компании, которые выбираются путем проведения тендера. Им предоставляется эксклюзивное право на протяжение 10 лет формировать:
- Развитие рынка в сфере утилизации, переработки отходов;
- Устанавливать обоснованные тарифы;
- Привлекать к сотрудничеству операторов или отстранять от работы.
Кроме прав и привилегий региональный оператор обязан соблюдать, контролировать качество, выполняемых работ на соблюдение каждой строчки законодательства Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» и несет за это полную ответственность на вверенной ему территории. Поэтому можно быть уверенным, что платежи будут максимально привлекательны, ведь этот пункт обязательно учитывается при выборе победителя тендера. Стоимость услуг для всех жителей региона рассчитывается по единым тарифам.
Порядок работы по новым законам
Чтобы предоставлять услуги согласно действующего законодательства региональный оператор заключает договора с собственниками ТКО. В их качестве выступают:
- Собственники жилых домов, нежилых и жилых помещений, и квартир в МКД, входящих в ЖК;
- Региональный оператор может заключить договор с управляющей компанией, к которой относится многоквартирный дом. Оплата будет происходить через УК.
После этого вывоз, утилизация ТБО переводится из жилищных в коммунальные услуги. Поэтому в платежке есть строка за мусор, которая насчитывается и оплачивается отдельно от содержания и ремонта жилья.
Важно! Заключение договоров обязательна для обеих сторон, так же, как и выполнение записанных обязательств. Собственник должен оплачивать услуги, а оператор в полном объеме выполнять работу согласно требованиям законодательства. Регуляторами отношений между поставщиком и потребителем услуг по обращению с ТКО выступают Роспотребсоюз, Региональные власти и энергетическая комиссия.
Основные обязанности оператора
Для жильцов качество, предоставляемых услуг заключается и регламентируется двумя основными пунктам:
- Своевременный вывоз ТБО или ТКО, как будут называться отходы людям без разницы. Главное, чтобы мусоросборники были непереполненными и на прилегающей к ним территории была чистота, порядок. Частота уборки мусора регламентируется нормативами из 1-ого приложения к ПП№354 – не реже чем раз в сутки производится вывоз при температуре окружающей среды выше +5 градусов, если ниже до допускается снижение частоты забора до раза в 3 суток;
- Плата должна соответствовать объемам выполненной работы и уровню доходов населения, чтобы людям не приходилось выкладывать последние деньги за неизвестно что. Тарифы выставляются региональными операторами в зависимости от особенностей региона на основании нормативных документов и рассчитать свой платеж может любой желающий.
Существуют пункты качества, которые не менее важны, но оценить эти услуги не каждый человек может. Процессы переработки, утилизации контролируют соответствующие органы государственной власти на местах.
Способы экономии на мусоре
Чтобы платеж за обработку по ТКО был минимальным нужно знать на какие моменты стоит обратить внимание:
- На количество жильцов, которых учитывают при составлении расчетов. Осведомлять УК или регионального оператора о количестве проживающих людей в квартире. При расчете оплаты в зависимости от числа жильцов учитываются факты отсутствия постоянно прописанных квартирантов на срок более 5 суток. Уезжая в длительную командировку или на отдых подавайте заявление на перерасчет. Эта процедура прописана в пункте 148(44) ПП№354;
- Качество предоставляемых услуг региональным оператором. При несвоевременном вывозе мусора или других нарушениях заключенного договора, законодательства, гражданам необходимо писать претензию. Согласно прописанных правил на оператора начисляется штраф, жильцы освобождаются от платежных обязательств или добиваются снижения оплаты.
Самым выгодным способом экономии на оплате вывоза мусора является раздельное накопление отходов. В этом случае плата начисляется не по нормативам на каждого жильца, а за объем вывозимых ТКО. Такая методика сбора мусора, также способствует увеличению отходов, поступающих на переработку, что также сказывается на минимизацию конечных счетов и это правильно для всех соотечественников.