Это совершенно оригинальная по замыслу и исполнению книга о Православных Поместных Церквах, подготовленная насельниками московского Сретенского монастыря.
История Церквей дается здесь не в фундаментальном, сухом изложении, но в виде отдельно взятых тем и моментов. Житие святого, биография предстоятеля Церкви, рассказ о каком-то одном важном событии прошлого - вот из чего складывается эта книга. Центр ее тяжести - современность и недавнее прошлое. Важная часть книги - в жанре журналистики: интервью, заявления для прессы, путевые заметки.
Все это создает необыкновенно живую картину. Каждый материал в отдельности - интересное, общедоступное, не перегруженное специальными деталями чтение. Все вместе дает широкую, впечатляющую картину Вселенского Православия с его немеркнущим духовным светом, но и со всеми человеческими немощами,со всеми проблемами, со всеми вызовами, брошенными Православию его былыми или еще более страшными нынешними противниками.
Чтение книги назидательно: оно убеждает, что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), что Господь никогда не оставит Свое «малое стадо» (Лук. 12,32), «как овцы среди волков» (Матф. 10, 16), идущее к Царству Божию по благодатным пажитям церковным.
Единство Православных Церквей - это единство братьев,которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве. Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов).
Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область - не для почестей и прибытка, но для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти. Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения. И хотя на практике среди Поместных Церквей случаются трения и разногласия, как это бывает в каждой семье, однако единство Вселенского Православия остается нерушимым. Показать это и призвана данная книга.
Поместные Православные Церкви
Издательство Сретенского монастыря, 2004
ISBN 5-7533-0290-4
Поместные Православные Церкви - Содержание
часть I Справочные материалы
I. Константинопольская Православная Церковью
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Константинопольского Варфоломея
4 Епархии
5 Основные монастыри
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки Петра VII
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Антиохийского Игнатия IV
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Иерусалимского Иринея
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Сербского Павла
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
VIII Румынская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Румынского Феоктиста
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Патриарха Болгарского Максима
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Кипрского Хризостома
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Архиепископа Албанского Анастасия
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Польского Саввы
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Чехо-Словацкого Николая
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
XV. Американская Православная Церковь
1 История
2 Список предстоятелей
3 Биография Митрополита Американского Германа
4 Епархии
5 Основные монастыри
6 Основные духовные учебные заведения
часть II Публикации
I. Константинопольская Православная Церковь
Истории о тайных христианах
Монастыри Святой Горы Афон
Проблема открытия Халкинской богословской школы:история вопроса
Православная Церковь в Индии
Греческая обитель в Аризоне
Каппадокия
II. Александрийская Православная Церковь
«Африканцы встречают Православие своими чистыми и нежными сердцами». Интервью с Патриархом Петром VII
Краткая история Патриаршей библиотеки
Православная Патриаршая семинария в Найроби
Православная община деревни Каньянджара при церкви Святого Макария
Православие в Кении
Православная миссия на Мадагаскаре
Православная вера добралась до острова Маврикий
III. Антиохийская Православная Церковь
Слово Блаженнейшего Патриарха Игнатия в Успенском соборе Московского Кремля
Преподобный Иоанн Дамаскин
Тур Абдин - древнейший центр восточного монашества
Сайднайский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
История Богословского института Св. Иоанна Дамаскина
«Мне приятно служить русскому народу». Интервью с епископом Филиппопольским Нифоном
IV. Иерусалимская Православная Церковь
Приветственное слово Патриарха Московского Алексия
Патриарху Иерусалимскому Иринею на интронизации
Справка о порядке избрания предстоятеля Иерусалимской
Православной Церкви
Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений
«Иерусалим занимает исключительное по значению место в мире». Интервью с архимандритом Феофилом (Яннопулосом)
VI. Грузинская Православная Церковь
Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью
Святой благоверный царь Давид Строитель «Истина - в бессмертии души» «Приветствую тебя, Кавказ седой!» (путевые заметки, май-июнь 2001 года)
Православное возрождение в Аджарии
VII. Сербская Православная Церковь
Пасхальное послание Патриарха Сербского Павла
Святой благоверный Владислав, король Сербский
Святитель Василий Острожский, митрополит Захолмско-Герцеговинский
Чудеса святителя Василия Острожского
Сербия монашеская (путевые заметки, февраль 2002 года)
«Лучшее будущее не может быть основано на преступлении». Интервью с иеромонахом Саввой (Яничем)
«Пресвятая Богородица помогает всем». Интервью с архимандритом Гавриилом (Вуковичем)
VIII. Румынская Православная Церковь
Борьба братьев Скрибанов за канонический строй Румынской Церкви
Калейдоскоп культурных эпох (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
«Любовь все переносит» Интервью с румынским старцем Иустином (Пырву)
IX. Болгарская Православная Церковь
Премьер-министр Симеон II и Болгарская Церковь
Особо чтимые святые Болгарской Православной Церкви
Врачешский монастырь: возрождение в Болгарии
Болгария на перепутье (путевые заметки, апрель-май 2001 года)
Богословский факультет Софийского университета
Святого Климента Охридского
«Детям нужны не мертвые формулы, а живое чувство Бога в душе»
X. Кипрская Православная Церковь
«Для того, кто уповает на Бога, не существует безвыходных ситуаций»
По стопам русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского
«Я полюбил Россию еще в школьные годы». Интервью с протоиереем Саввой Михаилидисом
XI. Элладская Православная Церковь
Структура Церковного суда Элладской Православной Церкви
Реакция на визит Папы в Афины
Обращение к премьер-министру Великобритании Тони Блэру по поводу ситуации в Косово
Россия и Греческая Церковь: к истории взаимоотношений в XVII-XIX веках
Метеора: между небом и землей
Западные ворота Греции
XII. Албанская Православная Церковь
Диалог с исламом с православной точки зрения. Исторический обзор
Православная богословская академия Воскресения Христова в Дурресе
Албанское воскресение
XIII. Польская Православная Церковь
Священномученик Максим Саидович
Супрасльский Благовещенский монастырь
Храм Святителя Николая в Беловежье
Александро-Невский собор в Варшаве
Неизвестная Польша
XIV. Чешских земель и Словакии Православная Церковь
Слово митрополита Дорофея на открытии Чехо-Словацкого подворья в Москве
Святой Ростислав, князь Моравский
«Верующих осталось очень мало». Интервью с архиепископом Пражским и Чешских земель Христофором
XV Американская Православная Церковь
Заявление Священного Синода Православной Церкви в Америке в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года
«Во Христе нет ни американца, ни русского». Интервью с архимандритом Закхеем (Вудом)
Житие святителя Рафаила Бруклинского
«Мы все - дети Русской Церкви». Интервью с протопресвитером Фомой Хопко
Поместные Православные Церкви - Константинопольская Православная Церковь
История Константинопольской Церкви тесно переплетается с историей одного города - Константинополя (ныне Стамбул), или просто «Города», как его до сих пор называют греки. Именно благодаря ему Константинопольская Церковь получила первенство чести в семье Поместных Православных Церквей. Когда Константинополь стал новой столицей Римской империи (330), местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». После отпадения Римской кафедры от Вселенского Православия Константинопольская Церковь получила место «первой среди равных».
Хотя на протяжении последних столетий неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в города других стран, эти проекты так и не были осуществлены. И даже сейчас, когда основная часть паствы Константинопольской Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему остается в Стамбуле, где проживает немногим более двух тысяч православных. В основном, это престарелые греки, число которых стремительно сокращается, в то время как их потомки уже давно переселились в Грецию.
Свой особый статус Константинопольская Церковь получила, главным образом, в силу политических обстоятельств. Об этом, помимо вышеприведенного правила, ясно говорится в двадцать восьмом правиле Четвертого Вселенского Собора: «Престолу Ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу Новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с Ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».
Таким образом, епископская кафедра «Нового Рима» получила равный статус с престолом «Ветхого Рима» в силу того, что первый - Константинополь - стал «градом царя и синклита». И уже позже распространились предания о том, что Константинопольская Церковь была основана ап.Андреем Первозванным и первым ее епископом стал апостол от семидесяти Стахий.
История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять имеющих четкие границы периодов.
Первый период - «торжества Православия». Начался в 330 году. Его конец условно можно ограничить 843 годом,когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.
Второй период, «Крестовых походов», завершился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.
За начало третьего периода можно принять 1261 год, время освобождения Константинополя от римской власти, и продолжить его до 1453 года, когда город был окончательно захвачен турками.
Четвертый период, период турецкого господства, завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением независимости Элладской Церкви.
Пятый, современный период, начинается 1833 годом и продолжается до настоящего времени.
ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.
Все-лен-ская пра-во-слав-ная цер-ковь со-сто-ит из от-дель-ных поместных церквей, ко-то-рые, в свою оче-редь, вклю-ча-ют в се-бя епи-ско-пии (епар-хии), а епар-хии - при-хо-ды. Все поместные церкви ис-по-ве-ду-ют од-но и то же ве-роуче-ние, ко-то-рое хра-нит-ся Все-лен-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью из-на-чаль-но. В тер-ри-то-ри-аль-ном раз-ме-же-ва-нии по от-но-ше-нию друг к дру-гу поместные церкви со-об-ра-зу-ют-ся с по-ли-ти-ко-административным де-ле-ни-ем, с государственными и административными гра-ни-ца-ми. По-ня-тие «Поместная церковь» упот-реб-ля-ет-ся вви-ду осо-бен-но-стей ка-но-нического строя Церк-ви, в си-лу тра-ди-ци-он-ной для пра-во-сла-вия тес-ной свя-зи Церк-ви с хри-сти-ан-ским го-су-дар-ст-вом (прин-ци-пы их взаи-мо-от-но-ше-ний, на-зван-ных сим-фо-ни-ей вла-стей, бы-ли вы-ра-бо-та-ны в Ви-зан-тии и вы-ра-же-ны в 6-й но-вел-ле императора Юс-ти-ниа-на I).
В древ-ней Церк-ви до середины III века ка-ж-дая епи-ско-пия, то есть ме-ст-ная Цер-ковь во гла-ве с епи-ско-пом, пре-ем-ни-ком апо-сто-лов, об-ла-да-ла са-мо-стоя-тель-но-стью. Во 2-й половине III века ста-ла скла-ды-вать-ся по-ме-ст-ная струк-ту-ра: епи-ско-пы пер-вен-ст-вую-щих го-ро-дов про-вин-ций Римской им-пе-рии ста-ли пред-се-да-тель-ст-во-вать на епи-скоп-ских со-бо-рах сво-их про-вин-ций. В 34-м Апо-столь-ском пра-ви-ле о них ска-за-но: «Епи-ско-пам вся-ко-го на-ро-да по-до-ба-ет знать пер-во-го в них и при-зна-вать его как гла-ву...». Ис-то-рический кон-текст од-но-знач-но го-во-рит о том, что под «на-ро-дом» в ка-но-не под-ра-зу-ме-ва-ет-ся тер-ри-то-рия, за-ня-тая тем или иным на-ро-дом, а не на-цио-наль-ность (эт-нос): про-вин-ции Римской им-пе-рии со-ста-ви-ли зем-ли, на-се-лён-ные пле-ме-на-ми, под-верг-ши-ми-ся в своё вре-мя эл-ли-ни-за-ции или ла-ти-ни-за-ции. Таким образом, в ос-но-ве административного де-ле-ния Церк-ви ле-жит тер-ри-то-ри-аль-ный, а не национальный прин-цип. По-это-му пра-во-слав-ные хри-стиа-не лю-бой на-цио-наль-но-сти, про-жи-ваю-щие на од-ной тер-ри-то-рии, окорм-ля-ют-ся од-ним епар-хи-аль-ным епи-ско-пом и вхо-дят в од-ну поместную церковь (по сло-ву апостола Пав-ла, во Хри-сте «нет ни Ел-ли-на, ни Иу-дея, ни об-ре-за-ния, ни не-об-ре-за-ния, вар-ва-ра, Ски-фа, ра-ба, сво-бод-но-го…» (Кол. 3:11)). Со вре-ме-нем пер-вые епи-ско-пы ста-ли на-зы-вать-ся ми-тро-по-ли-та-ми, по-то-му что на административном язы-ке Римской им-пе-рии ми-тро-по-лия-ми (греческое μητρ&oxia;οπολις - го-род-мать) име-но-ва-лись цен-тры про-вин-ций (тер-мин «ми-тро-по-лит» упо-ми-на-ет-ся уже в ка-но-нах I Все-лен-ско-го со-бо-ра (325)). Это оз-на-ме-но-ва-ло по-яв-ле-ние пер-вых поместных церквей. Позд-нее про-цесс ук-руп-не-ния по-ме-ст-ной струк-ту-ры при-вёл к об-ра-зо-ва-нию поместных церквей в гра-ни-цах дио-це-зов во гла-ве с ар-хи-епи-ско-па-ми; в V веке поя-ви-лись пат-ри-ар-ха-ты. В то вре-мя (до раз-де-ле-ния церк-вей в 1054 году) в чис-ло поместных церквей вхо-ди-ла и Римская цер-ковь. При сло-жив-шей-ся во 2-й половине 1-го тысячелетия сис-те-ме пен-тар-хии (5 пат-ри-ар-ха-тов) в то же вре-мя су-ще-ст-во-ва-ли поместные церкви, ко-то-рые воз-глав-ля-лись не пат-ри-ар-ха-ми, а ар-хи-епи-ско-па-ми , например Кипр-ская цер-ковь. Хо-тя ме-ж-ду по-ли-тическим про-цес-сом об-ра-зо-ва-ния но-вых го-су-дарств и, как след-ст-вие, из-ме-не-ния государственных гра-ниц и об-ра-зо-ва-ни-ем или уп-разд-не-ни-ем поместной церкви нет ав-то-ма-тической свя-зи, тем не ме-нее в ис-то-рии в ре-зуль-та-те этих по-ли-тических про-цес-сов од-ни поместные церкви, ут-ра-чи-вая са-мо-стоя-тель-ность, вхо-ди-ли в со-став дру-гих или объ-е-ди-ня-лись с ни-ми, или, на-обо-рот, церк-ви об-ре-та-ли ста-тус поместных церквей, вы-де-ля-ясь из су-ще-ст-во-вав-ших ра-нее бо-лее круп-ных об-ра-зо-ва-ний.
Вне ка-но-нических гра-ниц всех поместных церквей (например, в современной Западной Ев-ро-пе) тер-ри-то-ри-аль-ный прин-цип не мо-жет стро-го со-блю-дать-ся: раз-ные поместные церкви име-ют па-рал-лель-ную юрис-дик-цию на од-ной и той же тер-ри-то-рии.
Поместные церкви под-раз-де-ля-ют-ся на ав-то-ке-фаль-ные и ав-то-ном-ные. Ав-то-ке-фаль-ной счи-та-ет-ся са-мо-стоя-тель-ная поместные церкви, не за-ви-ся-щая ни от ка-кой иной поместной церкви (смотреть Ав-то-ке-фа-лия). На начало XXI века су-ще-ст-ву-ют 15 ав-то-ке-фаль-ных поместных церквей. В по-ряд-ке дип-ти-ха (пе-реч-ня), при-ня-то-го в РПЦ, это: 9 пат-ри-ар-ха-тов - Кон-стан-ти-но-поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Алек-сан-д-рий-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Ан-ти-охий-ская пра-во-слав-ная цер-ковь,Ие-ру-са-лим-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Рус-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Гру-зин-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Серб-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Ру-мын-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Бол-гар-ская пра-во-слав-ная цер-ковь; 3 церк-ви, воз-глав-ляе-мые ар-хи-епи-ско-па-ми, - Кипр-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Эл-лад-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Албанская пра-во-слав-ная цер-ковь; 3 церк-ви, воз-глав-ляе-мые ми-тро-по-ли-та-ми, - Поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии пра-во-слав-ная цер-ковь, Пра-во-слав-ная цер-ковь в Аме-ри-ке. В Кон-стан-ти-но-поль-ской пра-во-слав-ной церк-ви и не-ко-то-рых других поместных церквах упот-реб-ля-ет-ся не-сколь-ко иной дип-тих: в нём от-сут-ст-ву-ет Пра-во-слав-ная цер-ковь в Аме-ри-ке, ав-то-ке-фаль-ный ста-тус ко-то-рой Кон-стан-ти-но-поль-ской цер-ко-вью и не-ко-то-ры-ми другими поместными церквами не при-зна-ёт-ся, Грузинская цер-ковь сле-ду-ет по-сле Болгарской церк-ви.
Ав-то-ном-ные церк-ви об-ла-да-ют весь-ма ши-ро-кой, но не пол-ной са-мо-стоя-тель-но-стью. Главное раз-ли-чие ме-ж-ду ав-то-ке-фаль-ны-ми и ав-то-ном-ны-ми церк-ва-ми за-клю-ча-ет-ся в том, что пер-вые име-ют са-мо-сто-ятельную цепь апо-столь-ско-го пре-ем-ст-ва: епи-ско-пы ав-то-ке-фаль-ной Церк-ви, вклю-чая пер-во-го сре-ди них, по-став-ля-ют-ся епи-ско-па-ми са-мой этой Церк-ви, а по-став-ле-ние пер-во-го епи-ско-па ав-то-ном-ной Церк-ви санк-цио-ни-ру-ет-ся свя-щен-но-на-ча-ли-ем Церк-ви, пре-дос-та-вив-шей ав-то-но-мию (цер-ко-вью-ма-те-рью, ки-ри-ар-халь-ной Цер-ко-вью). Из это-го вы-те-ка-ют и другие ог-ра-ни-че-ния са-мо-стоя-тель-но-сти ав-то-ном-ной Церк-ви: её ста-тус, ус-тав ут-вер-жда-ют-ся выс-шей вла-стью ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви; её пер-вый епи-скоп под-су-ден выс-шей су-деб-ной вла-сти ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви; от-но-ше-ния с другими церк-ва-ми ав-то-ном-ная Цер-ковь осу-ще-ст-в-ля-ет че-рез по-сред-ст-во ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви (ав-то-ном-ные церк-ви мо-гут уча-ст-во-вать в меж-цер-ков-ных кон-так-тах, в том числе и на все-пра-во-слав-ном уров-не, да-же са-мо-стоя-тель-но, но при без-ус-лов-ном со-гла-со-ва-нии сво-ей по-зи-ции с ки-ри-ар-халь-ной Цер-ко-вью). Ос-но-ва-ни-ем для про-воз-гла-ше-ния ав-то-но-мии мо-гут слу-жить раз-ные фак-то-ры: ча-ще все-го на-хо-ж-де-ние Церк-ви в пре-де-лах ино-го го-су-дар-ства, не-же-ли ки-ри-ар-халь-ная Цер-ковь, а так-же гео-гра-фическая уда-лён-ность и эт-ническое свое-об-ра-зие тер-ри-то-рии. Ис-то-ри-че-ски про-воз-гла-ше-ние ав-то-но-мии час-то сле-до-ва-ло за при-об-ре-те-ни-ем го-су-дар-ст-вом, на тер-ри-то-рии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся Цер-ковь, по-ли-тической са-мо-стоя-тель-но-сти. Ут-ра-та же государственной са-мо-стоя-тель-но-сти тер-ри-то-рии обыч-но ве-дёт и к уп-разд-не-нию цер-ков-ной ав-то-но-мии.
Тер-мин «ав-то-ном-ная Цер-ковь» но-вый, но яв-ле-ние это бы-ло из-вест-но и в древ-но-сти, и в Сред-не-ве-ко-вье. В сущ-но-сти, при-ме-ром цер-ков-ной ав-то-но-мии мо-жет слу-жить Русская цер-ковь до на-ча-ла её ав-то-ке-фа-лии (1448), ко-гда она, тер-ри-то-ри-аль-но, эт-ни-че-ски и по-ли-ти-че-ски обо-соб-лен-ная от ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви (Кон-стан-ти-но-поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь), име-ла лишь ог-ра-ни-чен-ную за-ви-си-мость от неё, чем ре-ши-тель-но от-ли-ча-лась от других ми-тро-по-лий Кон-стан-ти-но-поль-ской церк-ви.
На начало XXI века су-ще-ст-ву-ют 4 ав-то-ном-ные церк-ви: Си-най-ская ар-хи-епи-ско-пия в юрис-дик-ции Ие-ру-са-лим-ской церк-ви, Фин-лянд-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь в юрис-дик-ции Кон-стан-ти-но-поль-ской церк-ви, Япон-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь и Ки-тай-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь в юрис-дик-ции РПЦ.
В ка-то-ли-циз-ме его уни-вер-са-ли-ст-ский цен-тра-лизм ис-клю-ча-ет ту сте-пень са-мо-стоя-тель-но-сти ме-ст-ных церк-вей, ка-кая име-ет ме-сто в пра-во-сла-вии. По-это-му в ка-то-ли-циз-ме не су-ще-ст-ву-ет по-ме-ст-ных ав-то-ке-фаль-ных церк-вей. Од-на-ко в современной Рим-ско-ка-то-лической церк-ви до-пус-ка-ет-ся оп-ре-де-лён-ная по-ме-ст-ная ав-то-но-мия (пра-во ми-тро-по-ли-тов на ка-но-нический над-зор за под-ве-дом-ст-вен-ны-ми епар-хия-ми, оп-ре-де-лён-ные пра-ва про-вин-ци-аль-ных епи-скоп-ских со-бо-ров и кон-фе-рен-ций, осо-бый ста-тус восточных ка-то-лических церк-вей).
Велик православный мир. Его светом озарены многие страны и народы. Все они являются единой Вселенской церковью. Но, в отличие от католического мира, подчинённого римскому папе, единому правителю, Вселенская церковь разделена на самостоятельные ― поместные или автокефальные церкви, каждая из которых обладает самоуправлением и независимостью в решении основных правовых и административных вопросов.
Что означает термин «автокефалия»
Прежде чем говорить о том, что значит автокефальная православная церковь, следует рассмотреть сам термин «автокефалия». Произошёл он от греческого слова, состоящего из двух корней. Первый из них переводится как «сам», а второй ― «голова». Нетрудно догадаться, что их слитное употребление может означать «самовозглавление», что подразумевает наиболее полное управление всей внутренней жизнью церкви и её административную независимость. Этим автокефальные церкви отличаются от автономных, на которые налагаются некоторые юридические ограничения.
Вселенская церковь делится на поместные (автокефальные) не по национальному принципу, а по территориальному. В основе такого деления лежат слова апостола Павла о том, что во Христе нет разделения людей ни по национальностям, ни по их социальному статусу. Все люди составляют единое «стадо Божье» и имеют единого Пастыря. Кроме того, неоспоримым удобством является территориальное соответствие автокефальных церквей политико-административным границам государств.
Права автокефальных церквей
Чтобы наиболее полно охарактеризовать сущность автокефалии, следует подробнее рассмотреть те права, которыми обладают автокефальные церкви. Самым важным из них является право поставлять и избирать собственными архиереями. Для этого нет необходимости согласовывать ту или иную кандидатуру с руководителями иных поместных церквей. Это главное, чем отличаются между собой автокефальные и автономные церкви. Последние возглавляются предстоятелями, назначенными той церковью, которая предоставила им автономию.
Кроме того, поместные церкви наделены правом самостоятельно издавать собственные уставы. Действуют они, разумеется, лишь на территории, подконтрольной данной церкви. Вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, также решаются внутренним порядком. Наиболее важные из них выносятся на рассмотрение
Автокефальные церкви вправе самостоятельно освящать святое миро, предназначенное для использования внутри церкви. Ещё одним важным правом является возможность канонизации собственных святых, составление новых богослужебных чинопоследований и песнопений. Последний пункт имеет лишь одну оговорку ― они не должны выходить за рамки догматических учений, принятых Вселенской церковью.
В решении всех вопросов административного характера поместным церквям предоставляется полная же касается и церковного суда, права созывов поместных соборов и возможности инициировать созыв
Ограничения, налагаемые на права автокефальных церквей
Ограничения прав поместных церквей обуславливаются принципом церковного единства. Исходя из него, все автокефальные церкви тождественны между собой и разделены только территориально, но не догматически и не расхождениями в вопросах вероучения. Основополагающим принципом является право лишь Вселенской церкви толковать религиозные догматы, оставляя при этом неизменной сущность православной веры.
Кроме того, решение важнейших канонических вопросов выходит за правовые рамки поместных церквей и находится в ведении Вселенских соборов. Также построение литургической жизни внутри автокефалии должно быть общепринятым и находиться в соответствии с установками принятыми Вселенскими соборами.
Образование поместных церквей
История образования поместных Церквей уходит своими корнями в апостольские времена, когда ученики Иисуса Христа по Его слову отправлялись в различные земли нести людям благую весть святого Евангелия. Основанные ими церкви, в силу своей территориальной обособленности, имели независимость от прочих, основанных одновременно с ними церквей. Центрами религиозной жизни таких новообразований становились столицы и крупные города этих римских метрополий.
Когда христианство стало государственной религией, началось активное упорядочение жизни поместных церквей. Этот исторический период (IV-VI века) именуется эпохой Вселенских соборов. В это время были разработаны и приняты основные положения регламентирующие права автокефальных церквей и установлены рамки, их ограничивающие. Например, в документах II Вселенского собора говорится о недопустимости распространения власти областных епископов на территории, находящейся за пределами их поместных церквей.
Именно документы, разработанные этими Вселенскими соборами, позволяют дать однозначный ответ на вопрос о том, что означает автокефальная церковь, и избежать двояких толкований.
Был также принят закон по которому могла создаваться новая независимая автокефальная церковь. В его основе заложен принцип: «Никто не может дать прав больше, чем имеет сам». Исходя из этого, создать новую автокефальную церковь может либо епископат Вселенской церкви, либо епископат уже существующей и законно признанной поместной. Тем самым была подчёркнута преемственность епископской власти от апостольской. С этих пор вошло в обиход понятие «церкви-матери», или кириархальной церкви. Это юридическое обозначение церкви, епископатом которой учреждена новая поместная (автокефальная) церковь.
Самовольное установление автокефальности
Однако история знает много случаев нарушений этих установленных правил. Иногда органы государственной власти провозглашали церкви своих стран автокефальными, а иногда местные епископаты самовольно выходили из подчинения высший власти и, избрав предстоятеля, провозглашали независимость. Следует заметить, что в большинстве случаев имелись объективные причины для подобных действий.
Впоследствии их каноническая незаконность исправлялась вполне легитимными актами, хотя и принятыми с некоторым опозданием. В качестве примера можно вспомнить самовольное отделение в 1923 году польских автокифалистов от Русской церкви-матери. Правомерность этого акта была восстановлена лишь в 1948 году, когда церковь стала автокефальной на законном основании. И подобных примеров очень много.
Исключения из общих правил
Но законом предусмотрены случаи, когда автономная церковь может самостоятельно порвать связь со своей церковью-матерью и получить автокефальность. Это бывает, когда кириархальная церковь впадает в ересь или раскол. Документ, принятый на поместном Константинопольском соборе, состоявшемся в 861 году, получившем название Двукратного, предусматривает подобные случаи и даёт автономным церквям право на самоотделение.
Именно на основании этого пункта и получила самостоятельность в 1448 году Русская православная церковь. По мнению её епископата, на Флорентийском соборе впал в ересь, запятнав чистоту православного учения. Воспользовавшись этим, они поспешили возвести на предстоятельскую кафедру и провозгласить каноническую независимость.
Ныне существующие автокефальные церкви православия
В настоящее время существуют пятнадцать автокефальных церквей. Все они православные, поэтому часто задаваемый вопрос о том, чем отличается автокефальная Церковь от православной, естественно, отпадает сам собой. Перечислять их принято в порядке диптиха ― поминания на литургии.
Первые девять управляются патриархами. Среди них ― Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви. Следом за ними идут те, во главе которых стоят архиепископы. Это Кипрская, Элладская и Албанская. Замыкают перечень церкви, которые управляются митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии, православная автокефальная церковь в Америке.
Пятая по счёту в приведённом списке Русская церковь стала автокефальной в Свой статус она получила от Константинопольского патриархата, от которого находилась в зависимости до 1548 года, когда собор русских епископов избрал главой церкви митрополита Иону. Возраставшая в дальнейшем экономическая и военная мощь России содействовала укреплению политического, военного и религиозного авторитета нашей страны. Вследствие этого восточные патриархии признали за Россией пятое «по чести» место.
Равенство всех православных автокефальных церквей
Очень важным моментом является задекларированное и соблюдаемое в практике межцерковного общения равенство всех автокефальных церквей. Принятая в католицизме догма о том, что римский папа является наместником Христа, и что он, как следствие, непогрешим, абсолютно неприемлема в православии. Кроме того, полностью отвергаются претензии Константинопольской патриархии на какие-либо исключительные права во Вселенской церкви.
В связи с этим следует пояснить принцип, по которому распределяются порядковые места тех или иных церквей в диптихе. Несмотря на то, что эти места носят названия «рангов чести», никакого догматического значения они не имеют и установлены чисто исторически. В порядке распределения мест играет роль древность церкви, хронологическая последовательность получения ей статуса автокефалии и политическое значение городов, в которых размещены кафедры главенствующих епископов.
Автономные церкви и их особенности
Здесь уместно остановиться на том положении вещей, которое складывалось до 1548 года, то есть до момента, когда Русская стала автокефальной. Её статус в те века можно охарактеризовать так ― автономная церковь. Выше упоминалось, что главной особенностью автономных церквей является отсутствие права самостоятельно избирать своего предстоятеля, которого им поставляет церковь-мать. Это существенно ограничивает их самостоятельность. И ещё одна важная сторона вопроса ― от того, кто возглавляет автокефальные самостоятельные православные церкви, во многом зависит внутренняя, а порой и внешняя политика их государств.
Справедливости ради надо заметить, что и до того как митрополит Иона получил титул Митрополита Московского и всея Руси, зависимость россиян от Константинополя была не слишком обременительной. Здесь сыграла роль географическая удалённость от Византии ― нашей матери-церкви. В гораздо худшем положении находились церкви, образованные на территориях греческих митрополий.
Существенные ограничения свободы автономных церквей
Автономные церкви, кроме того, что управлялись предстоятелем, назначенным церковью-матерью, были обязаны согласовывать с ней свои уставы, статусы, консультироваться по всем сколько-нибудь серьёзным вопросам. Они не имели права самостоятельно освящать миро. Их епископы были подсудны высшей судебной инстанции ― суду кириархальной церкви, а свои отношения с другими они имели право строить лишь при посредстве церкви-матери. Всё это порождало организационные сложности, задевало национальную гордость.
Промежуточный характер статуса автономности
История показывает, что статус автономии церквей обычно является временным, промежуточным. Как правило, из них со временем либо получаются автокефальные поместные православные церкви, либо, потеряв даже видимость самостоятельности, они преобразуются в обычные митрополичьи округа или епархии. Тому можно найти много примеров.
В наши дни в литургических диптихах поминаются три автономные церкви. Первая из них ― древняя Синайская. Управляется она епископом, назначенным из Иерусалима. Далее следует Финляндская церковь. Для неё церковью-матерью стала Константинопольская автокефалия. И наконец, Японская, для которой кириархальной является Русская православная церковь. Свет православия на острова Японии принёс в начале прошлого века российский миссионер, епископ впоследствии причисленный к лику святых. За свои заслуги перед церковью он удостоился чести называться равноапостольным. Подобное звание даётся только тем, кто принёс Христово учение целым народам.
Все эти церкви ― православные. Сколь нелепо искать отличие автокефальной церкви от православной, столь абсурдно говорить о разнице между автономной и православной. Необходимость такого пояснения вызвана часто задаваемыми по этому поводу вопросами.
Православие (в переводе с греческого слова «ортодоксия») образовалось в виде восточной ветви христианства после того, как в начале V века произошло разделение могущественной Римской империи на две части - Восточную и Западную. До конца эта ветвь оформилась после раскола церквей на православную и католическую в 1054 году. Образование разного рода религиозных организаций практически напрямую связано с политической и социальной жизнью общества. Православные церкви стали распространяться в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Особенности веры
В основу православия положены Библия и Священное предание. Последнее предусматривает принятые законы Вселенских и которых за всё время было только семь, а также труды святых отцов церкви и канонических богословов. Чтобы понять особенности веры, нужно изучить её истоки. Известно, что на первых 325 и 381 гг. был принят Символ веры, в котором кратко излагалась вся сущность христианского вероучения. Все эти основные положения православные церкви назвали вечными, неизменными, непостижимыми для разума обычного человека и сообщёнными Самим Господом. Сохранение их в неприкосновенности и стало главной обязанностью религиозных деятелей.
Православные церкви
Личное спасение души человеческой зависит от выполнения обрядового предписания Церкви, таким образом, происходит приобщение к Божественной благодати, подаваемой посредством таинств: священства, миропомазания, крещения в младенчестве, покаяния, причастия, венчания, елеосвящения и т. д.
Православные церкви проводят все эти таинства в богослужениях и молитвах, они также большое значение придают религиозным праздникам и постам, учат соблюдению заповедей Божьих, которые дал Моисею сам Господь, и выполнению его заветов, описанных в Евангелии.
Основное содержание православия заключается в любви к ближнему, в милосердии и сострадании, в отказе сопротивления злу насилием, что, в общем, составляет понятные общечеловеческие нормы жизни. Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха, пройти испытание и укрепить веру. На особом почитании у Бога святые православной церкви: страдальцы, нищие, блаженные, юродивые, отшельники и пустынники.
Организация и роль православной церкви
Единого главы в церкви или духовного центра в православии нет. Согласно религиозной истории, есть 15 автокефальных самостоятельных в своём управлении церквей, из которых 9 имеют во главе патриархов, а остальные - митрополитов и архиепископов. Кроме этого, существуют и автономные церкви, независимые от автокефалии по системе внутреннего управления. В свою очередь, делятся на епархии, викариатства, благочиния и приходы.
Патриархи и митрополиты руководят жизнью церкви вместе с Синодом (при патриархии коллегиальный орган из высших церковных лиц), и избираются они пожизненно на Поместных соборах.
Управление
Православным церквям свойственен иерархический принцип управления. Всё духовенство делится на низшее, среднее, высшее, чёрное (монашество) и белое (остальные). Каноническое достоинство этих православных церквей имеет свой официальный перечень.
Православные церкви делятся на вселенское (мировое) православие, куда входят четыре самых древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, и на новообразованные поместные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Афинская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.
Сегодня существуют также и автономные церкви: у Московского патриархата - Японская и Китайская, у Иерусалимского - Синайская, у Константинопольского - Финская, Эстонская, Критская и прочие другие, не признанные мировым православием юрисдикции, которые считаются неканоническими.
История русского православия
После крещения в 988 году Киевской Руси князем Владимиром, образованная Русская православная церковь долгое время относилась к Константинопольскому патриархату и была его митрополией. Он назначал митрополитов из греков, но в 1051 году во главе РПЦ встал русский Перед падением Византии в 1448 году РПЦ получила независимость от Во встал московский а в впервые на Руси появился свой патриарх Иов.
Московская епархия РПЦ (её ещё называют Московская православная церковь) была создана в 1325 году, сегодня она насчитывает более полутора тысяч храмов. К монастырям и приходам епархии принадлежат 268 часовен. Многочисленные округа епархии объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. В епархии, кроме этого, есть три единоверческих прихода, полностью подчинённые архиерею Московской епархии РПЦ митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювиналию.
Александр Дворкин
Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы. Православная Церковь верует в духовное равенство (по сану) всех епископов, возглавляющих свои епархии и решающих все общие вопросы соборно. В зависимости от важности вопросов, их решает либо поместный, либо Вселенский собор. На поместных соборах обычно председательствует первоиерарх - епископ (он может носить титул Архиепископа, Митрополита или Патриарха) столичного или исторически важнейшего в стране города, являющийся Предстоятелем поместной Церкви, первым среди равных ее епископов.
В настоящее время Православная Церковь состоит из 15 поместных автокефальных церквей и трех автономных церквей. (Автокефальной называется Поместная Церковь, сама избирающая своего предстоятеля; автономной называется Церковь, пользующаяся широким самоуправлением).
1. Константинопольский Патриархат. Предстоятель: Святейший Варфоломей, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Резиденция - Истанбул. По сравнению с Х в., когда в юрисдикцию Вселенского Патриарха входило 624 епархии, сейчас она значительно уменьшилась в размерах. В нее входят 4 митрополии в Турции, Крит и ряд островов Эгейского архипелага, а также, чисто номинально, епархии Северной Греции и все канонические епархии греков, проживающих в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии; ряд русских, украинских и карпаторосских эмигрантских епархий; Афонский полуостров, автономная Церковь Финляндии. Самая крупная в Западной Европе русская православная группировка, так называемая Парижская Архиепископия, или “Евлогианская Церковь” (по имени ее первого предстоятеля митрополита Евлогия), также принадлежит Вселенскому Патриархату. Богослужения неподвижного круга (т.е. праздников, приходящихся на определенную дату) в большинстве епархий, входящих во Вселенский Патриархат, совершаются по григорианскому (новому) календарю. Исключение составляет Святая гора Афон и ряд приходов Парижской русской Архиепископии. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки эмигрантских епархий.
Автономная Финляндская Православная Церковь . Предстоятель: Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Она состоит из трех епархий. Богослужебные языки: финский и карельский.
2. Александрийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Парфений Ш, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, Судия Вселенной. Резиденция - Александрия Египетская. В Патриархат входят 9 митрополичьих округов во всей Африке. Активная миссионерская работа ведется в таких африканских странах, как Уганда, Кения, Гана и др. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс.
3. Антиохийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Резиденция - Дамаск. В его юрисдикцию входит 10 митрополий в Сирии и Ливане, а также епархии в Ираке, эмигрантская митрополия Северной и Южной Америки и эмигрантские епархии в Западной Европе. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: арабский. В США и в Западной Европе наряду с арабским используются национальные языки.
4. Иерусалимский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Резиденция - Иерусалим. В Патриархат входят 6 архиепископий. Патриарх и почти вся высшая иерархия Иерусалимской Церкви - греки, в то время как подавляющее большинство священства и верных - арабы. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский.
5. Русская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция - Москва. По состоянию на конец 1993 г. в РПЦ было 107 архиепископов и 19 митрополитов. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке. В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь , возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь , возглавляемая Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Токийским и всея Японии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.
6. Грузинская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Илья П, Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Резиденция - Тбилиси. К недавнему времени Грузинская Церковь состояла из 15 епархий. Ее территория практически совпадает с территорией республики Грузия. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебный язык: старогрузинский. Ряд приходов использует церковно-славянский, греческий и др. языки.
7. Сербская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Павел, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский. Резиденция - Белград. Церковь имеет 28 епархий, из которых 21 в пределах бывшей Югославии, а 7 за ее рубежами: в США, в Канаде, в Центральной и Западной Европе и в Австралии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и сербский. В некоторых приходах в странах рассеяния используются и местные языки. До недавнего времени в США существовала “Дионисиевская” сербская епархия, считавшая себя независимой, обвинявшая Сербский Патриархат в сотрудничестве с коммунистическими властями и не имевшая с ним евхаристического общения. Несколько лет назад состоялось примирение и “дионисиевцы” вернулись в лоно матери-Церкви.
Также канонической частью Сербской Церкви является самопровозглашенная “Автокефальная Македонская Православная Церковь “. Ее решение об автокефалии не было признано ни одной из поместных православных Церквей, что делает невозможным сослужение с ее иерархами и священниками. Однако православным мирянам не возбраняется участвовать в таинствах Македонской Церкви. Предстоятелем Македонской Церкви является Архиепископ Скопльский и всея Македонии. В нее входит 6 епархий, одна из которых состоит из македонских приходов в странах рассеяния (т. наз. Американо-Канадская-Австралийская епархия). Богослужения неподвижного круга совершаются на церковно-славянском и македонском языках.
8. Румынская Православная церковь. Предстоятель: Блаженнейший Феоктист, Патриарх Всея Румынии, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Архиепископ Бухарестский. Резиденция - Бухарест. Территориально границы Румынского Патриархата практически совпадают с границами Румынии. Он делится на 5 митрополий, в состав которых входит 12 епархий. Имеются также Западно-Европейская и Северо-Американская епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: румынский.
9. Болгарская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Максим, Патриарх Болгарский и Митрополит Софийский. Резиденция - София. В пределах республики Болгария Патриархат разделен на 11 митрополий (епархий). Имеются две епархии за пределами Болгарии: в Америке и в Австралии, отдельные приходы в Венгрии, Румынии, Австрии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и болгарский.
10. Кипрская Православная Церковь. Предстоятель: Блаженнейший Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция - Никозия. Пределы Кипрской Церкви ограничиваются о. Кипром. Вместо прежних 15 епархий Кипрская Церковь сегодня состоит из 5 митрополий и 1 Архиепископии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.
11. Элладская Православная Церковь. Предстоятель:Блаженнейший Серафим, Архиепископ Афинский и всея Эллады. Резиденция - Афины. Административно Церковь разделяется на 77 епархий. Иерархи подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в “Старой Греции”) и иерархов Вселенского престола (на так называемых “новых территориях”, вошедших в состав Греции в начале века). Большая часть островов Эгейского и Критского морей находится в юрисдикции Вселенского Патриархата. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.
12. Албанская Православная Церковь. Границы ее совпадают с границами албанского государства. В 60-е годы нашего века Албанская Церковь состояла из 5 епархий (4 в Албании и одна в США). В конце 70-х годов в Албании было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков. Конституция 1976 г. запрещала любые религиозные организации, религиозную деятельность и пропаганду. Лишь после падения коммунистического режима началось восстановление Церкви. Ее нынешний предстоятель: Блаженнейший Анастасий, Митрополит Тираны и Дурреса, Архиепископ всея Албании. Резиденция - Тирана. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: албанский и византийский греческий.
13. Православная Церковь в Польше. Предстоятель: Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и Всея Польши, его резиденция - Варшава. Границы митрополии совпадают с границами Польской республики. Церковь состоит из 4-х епархий. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в некоторых приходах по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и польский.
14. Православная Церковь в Чехии и Словакии. Предстоятель: Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехии и Словакии, его резиденция - Прага. Каноническая территория Церкви занимает государства Чехия и Словакия и разделяется на 4 епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в ряде приходов по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский, чешский и словацкий.
15. Православная Церковь в Америке. Предстоятель: блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Резиденции - местечко Сайоссет близ Нью-Йорка и Вашингтон. Это - самая молодая из поместных православных Церквей. Православие было принесено на американскую почву русскими миссионерами - валаамскими монахами, прибывшими на Аляску в 1794 г. С тех пор оно распространилось на весь американский континент. С самого начала своего существования американское православие носило мультиэтнический характер. За исключением коренных народов Аляски, обращенных русскими миссионерами (алеуты, эскимосы, индейцы-тлинкиты), Церковь состояла из эмигрантов, прибывших в Америку со всех концов православного мира: с Балканского полуострова, из Сирии, Палестины, восточных провинций Австро-Венгрии, России и т.д. Все они были объединены под священноначалием Русской Православной Церкви в Северной Америке, что признавалось законным всеми поместными православными Церквами.
Церковь росла. В конце XIX в. большая группа карпаторосских униатских приходов, образованных выходцами из Австро-Венгрии, вернулась в лоно Православия. В связи с ростом числа православных административный центр епархии был перенесен из Новоархангельска (ныне Ситха) на Аляске в Сан- Франциско, а затем в Нью-Йорк.
С самого начала объединяющим языком для всех американских православных был английский. Это отметил архиепископ Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, канонизирован в 1989 г.), возглавлявший североамериканскую епархию с 1898 по 1907 г. Под его руководством был совершен перевод богослужебных книг на английский язык. Он также созвал Первый церковный Собор епархии, преобразовавший ее в “Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской”. К началу Первой мировой войны Церковь располагала четырьмя викариатами: Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), монастырь, духовную семинарию, богоугодные заведения, школы. Эта полнота церковной жизни в Америке побудила архиепископа Тихона рекомендовать предоставление Американской Церкви широкой автономии, а затем и автокефалии.
После октябрьского переворота в России была нарушена связь американского Православия с матерью-Церковью. Эмигрантская Церковь пока еще не имела достаточно средств для самостоятельного существования. Многие приходы обратились за поддержкой в страны своего происхождения. Именно поэтому началось совершенно неканоническое “расползание” Церкви по этническим юрисдикциям. В 1921 г. без ведома и канонического согласия Русской Церкви была учреждена в Америке греческая архиепископия Вселенского Патриархата. За ней последовали другие.
Лишь после окончания Второй мировой войны начался, хотя и медленно, обратный процесс. С Русской Православной Греко-Кафолической Церковью воссоединилась албанская епархия, большое количество болгарских приходов, организованных в отдельную епархию, и румынские приходы, также составившие отдельную епархию. В 1970 г. фактическая самостоятельность РПГКЦ была признана Русской Православной Церковью, даровавшей ей автокефалию. Тогда Церковь приобрела свое нынешнее название: Православная Церковь в Америке.
Сегодня ПЦА располагает 14-ю епархиями (в том числе одной Южноамериканской), Мексиканским экзархатом и благочинием в Австралии. В Церкви насчитывается более 550 приходов и около миллиона паствы. Основным богослужебным языком является английский. Кроме того, на приходах используются и другие языки, в зависимости от пожелания прихожан. За исключением Аляскинской епархии, где богослужения совершаются по юлианскому календарю, используется григорианский календарь.
В настоящее время на территории Америки имеются следующие канонические юрисдикции: Греческая архиепископия Вселенского Патриархата (до 600 приходов): ПЦА; Антиохийская архиепископия (ок. 200 приходов) и более мелкие: Сербская архиепископия, Румынская епархия, Болгарская епархия, Карпаторосская епархия (Вселенский Патриархат) и Украинская епархия (Вселенский Патриархат). Все они имеют полное евхаристическое общение друг с другом. Все признают положение, исторически сложившееся в странах православного рассеяния, ненормальным и предпринимают совместные энергичные усилия для восстановления канонического единства.
Кроме того, существует и ряд неканонических (т.е. не признанных ни одной Православной поместной Церковью) церковных группировок, в силу ряда причин отпавших от полноты Вселенского Православия. Из них крупнейшими являются следующие: т. наз. Автокефальная Украинская Церковь (более известная под названием “Самосвятская”) с центром в Нью-Джерси и Русская Православная Церковь за рубежом (более 300 приходов по всему миру, из них не более 100 в США) с центром в Нью-Йорке. Кроме того, в США имеется несколько так называемых “старостильных” греческих группировок, имеющих все признаки сектантства. Как Русская Православная Церковь за рубежом, так и греческие “старостильники” считают, что лишь они сохранили Православие во всей его чистоте, запрещают своим сторонникам принимать участие в таинствах других православных Церквей и не допускают к таинствам членов других православных Церквей.
16. Особое положение в семье Православных церквей занимает Синайская Церковь , состоящая из одного монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове и возглавляемая Архиепископом Синайским и Раифским. Он избирается насельниками монастыря и хиротонисуется Патриархом Иерусалимским. Во всех своих внутренних делах монастырь пользуется абсолютной самостоятельностью.