Время создания поэмы. Сюжетная основа и время действия. Тематика
А.С.Пушкин написал поэму «Медный Всадник» в октябре 1833 года в Болдине.
Сюжетная основа произведения – петербургское наводнение 1824 года. Пушкин подчеркивает строгую историческую достоверность событий, описанных в поэме. Так, в авторском предисловии к произведению он отмечает: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Временные рамки поэмы шире ее сюжетного действия. Поэт совершает экскурс в эпоху Петра I, рассказывает о грандиозном замысле самодержца. Затем он говорит о переменах, произошедших через сто лет. Автор описывает само наводнение 1824 года и события, непосредственно за ним следующие. Важнейшей темой произведения становится также судьба «маленького человека».
Проблематика
Главная проблема, поставленная в «Медном Всаднике», – личность и государство . Пушкин осмысляет глубинное противоречие между личностью «маленького человека» и самодержавной властью. В контексте данной проблемы Пушкин вскрывает историческую противоречивость деятельности ПетраI. С одной стороны, осуществленные им реформы укрепили Российское Государство. Город, построенный на Неве, стал символом величия и славы России. С другой стороны, этот город оказался причиной несчастий, страданий, гибели «маленького человека».
Еще одна важная проблема произведения – это человек и природа . В природной стихии Пушкин показал грозную Божественную силу, непокорную человеку, неподвластную воле царей.
Идейная направленность
Идейный смысл поэмы неоднозначен.
С одной стороны, Пушкин прославляет деяния Петра , восхищается прекрасным городом на Неве, преклоняется перед величием и славой России.
С другой стороны, поэт глубоко сочувствует, сострадает «маленькому человеку», ставшему невольной жертвой петровских преобразований.
Жанровое своеобразие
«Медный Всадник» – это лироэпическая поэма . В ней повествование о событиях и персонажах сочетается с лирическим самовыражением автора. Так, например, вступление к поэме включает в себя взволнованный монолог поэта, воспевающего Петербург.
Пушкин дает и собственное жанровое определение «Медному Всаднику». В подзаголовке он называет произведение «петербургской повестью». Пушкин своим произведением утверждает новый в русской литературе жанр петербургской повести о бедном чиновнике, «маленьком человеке». Впоследствии (уже в прозаической форме) этот жанр получит развитие в произведениях Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, других русских писателей.
Композиция: сюжетное построение, основные образы
Поэма включает в себя вступление и две части .
Вступление содержит экспозицию образа Петра I . Царь предстает здесь как выдающийся государственный деятель, поставивший перед собой задачу преобразовать Россию, сделать её великим государством, прорубить «окно в Европу».
Хотя царь описывается во вступлении как реальное историческое лицо, выглядит он уже здесь монументально 1 . Величественная фигура самодержца показана на фоне дикой, первозданной природы:
На берегу пустынных волн
Стоял он , дум великих полн,
И вдаль глядел.
Поэт рассказывает о грандиозном замысле Петра:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Пушкин не скрывает своего восхищения творением Петра. Отсюда высокий стиль, использование славянизмов («юный град», «полнощных стран краса и диво», «из топи блат»).
Затем следует лирический монолог поэта, где он говорит о своей любви к Петербургу. Поэт любуется архитектурой города, величавым течением Невы, красотой белых ночей:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
Пушкин прославляет военную мощь России:
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Эти строки напоминали современникам Пушкина о славной победе России в войне 1812 года.
Поэт особо отмечает значение таких торжественных моментов в жизни Российской Империи, как рождение наследника Престола и победа над врагом , причем вызываемое этими событиями ликование оказывается сродни радости созерцания весеннего пробуждения Невы:
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Таким образом, Петербург у Пушкина – это символ новой, преображенной России.
Между тем реформаторская деятельность Петра, по убеждению поэта, принесла России и ее народу не только величие, но и тяжкие страдания. «Печален будет мой рассказ», – замечает поэт в конце вступления, готовя читателя к скорбным событиям, описанным в первой и второй частях поэмы.
Первую часть «Медного Всадника» открывает мрачная картина осенней природы. Нева сравнивается с больным человеком:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой…
Экспозиция образа центрального персонажа занимает первую половину первой части поэмы. Поэт объясняет, почему он выбрал для своего героя имя «Евгений»:
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Евгений происходит из древнего аристократического рода. Однако в ту эпоху, когда происходит действие поэмы, его фамилия уже мало кому о чем-то говорит:
Прозванья нам его не нужно.
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало,
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало,
Но ныне светом и молвой
Оно забыто…
Евгений – типичный мелкий чиновник, «маленький человек»:
Наш герой
Живет в Коломне, где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Отметим, что «маленькие люди» – порождение петровских преобразований, которые превратили Россию в государство чиновников.
Не следует забывать и о том, что галерея «маленьких людей» в русской литературе восходит к Пушкину. Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» – первый в их ряду, вторым оказывается Евгений из «Медного Всадника». Позже в русскую литературу войдут герои Гоголя (например, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели»), писателей «натуральной школы», Достоевского.
О миросозерцании «маленького человека» можно судить по его мечтам :
О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь…
Жениться? Ну… зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, он молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Он кое-как себе устроит
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокоит.
Евгения, в отличие от царя-самодержца, волнуют не грандиозные планы государственного масштаба, а дела насущные: он мечтает о семейном счастье, о воспитании детей.
Существенно также, что возлюбленная Евгения не аристократическая дама, а простая девушка Параша, с которой он собирается разделить скромную и многотрудную семейную жизнь.
В стихах поэта выражено сочувствие «маленькому человеку», искреннее внимание к его заботам.
При создании образов Петра и Евгения Пушкин прибегает к антитезе , которая вырисовывается уже во вступлении к поэме и в первой ее части. Величественная фигура Петра на фоне пустынной, спокойной Невы противопоставлена погруженному в житейскую суету Евгению – «маленькому» и по государственным меркам ничтожному человеку, возвращающемуся домой близ реки мятущейся, беспокойной, внушающей герою страх за близких людей.
Вторая половина первой части поэмы посвящена описанию наводнения . Разбушевавшаяся Нева выступает как беспощадная природная стихия, которая мстит человеку за то, что он пытался ограничить ее свободу, заковал в гранит. При описании стихийного бедствия Пушкин использует развернутые олицетворения, сравнения, красочные эпитеты. Нева предстает перед нами как страшный зверь, уничтожающий все вокруг:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…
Не случайно Александр I, под конец царствования которого произошло наводнение 1824 года, произносит знаменательные слова: «С Божией стихией царям не совладеть». Силы природы символизирует здесь Божий гнев в отношении людей, решивших подчинить себе стихию, и здесь даже царь оказывается бессильным. Природа мстит человеку за произвол над ней.
Существенно, что Пушкин подчеркивает неразрывную связь между бедствиями, вызванными наводнением, и давним решением Петра построить город именно в этом месте – вопреки законам природы. В результате страшные страдания жителей Петербурга, прежде всего «маленьких людей», оказались следствием деятельности Петра в предшествующем столетии.
Не случайно в конце первой части поэмы образы Петра I и Евгения вновь противопоставлены, только самодержец выступает здесь уже не как историческая личность, а как статуя, «кумир». Евгений, спасающийся от наводнения, сидит «на звере мраморном верхом» и видит перед собой неподвижное изваяние Петра. При этом монумент оказывается «обращен к нему спиною»: получается, что отчаявшийся «маленький человек» не может рассчитывать на помощь:
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Во второй части поэмы рассказывается о гибели Параши , о сумасшествии Евгения , о его бунте против власти, наконец, о его собственной гибели .
Гибель Параши приобретает в поэме символическое значение: это знак несчастий всех простых людей – жителей Петербурга, оказавшихся заложниками петровских преобразований. Смерть невесты стала также причиной сумасшествия Евгения. Его сознание не выдержало тяжких испытаний:
Но бедный, бедный мой Евгений…
Увы! Его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял…
Отметим, что мотив сумасшествия в связи с темой Петербурга широко освещается в последующей русской литературе. Вспомним, к примеру, «Записки сумасшедшего» Гоголя, сны-кошмары Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского.
Во второй части поэмы содержится и ее кульминация – рассказ о бунте героя против власти, которую олицетворяет собой статуя Петра. Автор заранее готовит читателя к этому новому противостоянию Евгения и Медного Всадника. Вновь повторяются детали их первой встречи, случившейся во время наводнения:
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой…
Поэт в лирическом монологе обращается к статуе Петра – символу самодержавной власти:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Пушкин подчеркивает здесь всю грандиозность облика Петра. Между тем и фигура Евгения в момент его бунта против кумира становится по-своему величественной. Не случайно поэт в обрисовке «маленького человека», как и в описании статуи самодержца, использует лексику высокого стиля 1 :
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло…
Два противника стилистически «уравниваются»: у «державца полумира» – «лик», у мятежника – «чело». Герой в исступлении произносит слова, исполненные гнева:
Добро, строитель чудотворный!
Ужо тебе!
Заканчивается бунт кошмаром Евгения. Медный Всадник преследует свою жертву.
В своеобразном эпилоге , не озаглавленном автором, но выделенном текстуально, рассказывается о смерти несчастного Евгения , не выдержавшего схватки с жестокой судьбой:
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога.
Важную роль в произведении играют образы-символы . Образ Петербурга несет в себе идею новой, преображенной России с ее величием и славой. Одновременно Петербург – символ несчастий, страданий простых людей.
Разбушевавшаяся Нева – символ Божьего гнева, обрушившегося на человека, задумавшего подчинить себе природную стихию.
Наконец, Медный Всадник – олицетворение самодержавной власти в ее трагическом противостоянии народу. Конь – российский народ, Всадник – самодержец, поднявший своих подданных «на дыбы».
Вопросы и задания
1. Где и когда Пушкин написал поэму «Медный Всадник»? Что составляет сюжетную основу произведения? Очертите временные рамки событий, описанных в поэме. Назовите основные темы произведения.
2. Какие проблемы осмысляет поэт в «Медном Всаднике»? В чем своеобразие трактовки автором такой проблемы, как личность и государство?
3. Охарактеризуйте идейную направленность поэмы. Почему позицию автора нельзя назвать однозначной?
4. Почему «Медный Всадник» является лироэпическим произведением? Какое жанровое определение дал поэме сам Пушкин? В чем состоит уникальность «Медного Всадника» как петербургской повести? Кто еще из русских писателей создавал произведения в этом жанре?
5. Из каких частей состоит пушкинская поэма? Какие композиционные элементы включает в себя вступление? Каким предстает пред нами Петр Iво вступлении? Что поэт рассказывает о замысле Петра? Каким рисует Пушкин Петербург через сто лет после его основания. Охарактеризуйте лирический монолог автора. Чем именно восхищает его «Петра творенье»?
6. Что вы можете сказать об экспозиции образа Евгения в начале первой части поэмы? Как автор описывает Неву? Как он представляет читателю центрального персонажа? Что Пушкин пишет об имени и фамилии героя, о его происхождении, занятиях, мечтах, идеалах? Что вы можете сказать о возлюбленной Евгения? Почему Евгения можно назвать «маленьким человеком»? Когда и в силу каких причин возник этот социально-исторический тип людей? Кто из русских писателей впервые его открыл? Каких еще персонажей – самого Пушкина и других авторов – можно отнести к данному литературному типу?
В чем заключается смысл антитезы «Петр – Евгений»?
7. Каким образом Пушкин рисует разбушевавшуюся стихию? Какие художественные приёмы он здесь использует? В чем смысл приведенных поэтом слов Александра I? Как тема наводнения 1824 года связана с темой петровских преобразований? Раскройте смысл эпизода противостояния Евгения и статуи Петра во время наводнения.
8. Назовите основные события второй части поэмы. Почему гибель Параши и сумасшествие Евгения приобретают в произведении символическое значение?
9. Охарактеризуйте кульминационный момент действия поэмы? Почему мы можем утверждать, что образы Евгения и Петра в момент бунта героя стилистически уравниваются? К чему приводит бунт героя? В чем символический смысл гибели Евгения? Какое описание выполняет в поэме функцию эпилога?
10. Обобщите значение образов-символов в поэме. Почему символический образ Петербурга трактуется неоднозначно? Как можно истолковать значение образа разбушевавшейся Невы? Прокомментируйте пушкинскую трактовку образа Медного Всадника.
11. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение
Без любви к городу, без любви к родной стране и ее истории, невозможно было сотворить подобного произведения, в котором каждая строка дышит ликованием, любовью или восхищением. Такова А. С. Пушкина.
В поэме описывается самое крупное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Сам поэт во время наводнения находился в Михайловском, и о разрушительном бедствии мог знать только из журналов и писем от свидетелей этого бедствия. И если вспомнить, что в 1824 году не было ни фотоаппаратов и тем более, видеокамер, то можно только восхититься той достоверности и точности, с какой поэт описывает разбушевавшуюся стихию.
К написанию поэмы он приступил в 1833-м году, во время своего пребывания в Болдино. Вся поэма состоит из трех частей:
- Вступление.
- Первая часть.
- Вторая часть.
Композиция поэмы основана на противопоставлениях:
- Власти природы, а значит, Бога над всеми людьми – от царей до последней торговки или рыбака.
- Власти царей и иже с ними — над маленькими людьми.
Не нужно забывать, что к 34-м годам, когда писалась эта поэма, Пушкин расстался с юношеским максимализмом, и свобода приобрела для него несколько иной смысл, чем просто свержение самодержавия. И хотя цензоры нашли в поэме строки, угрожающие безопасности государства, в ней нет и полунамека на свержение царской власти.
Вступление – это восторженная ода, посвященная Петербургу и ее создателю – . В ней использованы присущие оде архаизмы и возвышенные слова: дум великих, град,
полнощных стран, краса и диво, из топи блат, порфироносная.
Эта часть поэмы – небольшой экскурс в историю Санкт-Петербурга. А.С. Пушкин кратко описывает историю возникновения города. В этой поэме звучат слова, ставшие крылатыми, определяющими политику императора Петра I:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Пушкин интересовался российской историей, и в частности, личностью первого реформатора, его преобразованиями, методами правления, отношением к людям, нашедшим отражение в его указах. Поэт не мог не обратить внимания на то, что государственные преобразования, даже прогрессивные, пробудившие сонную Россию, ломали судьбы простых людей. На строительство города, которым так восхищался поэт, людей свозили тысячами, разлучая их с родными и близкими. Другие гибли на полях шведских и турецких войн.
В первой главе поэма начинается экспозицией. В ней читатель знакомится с главным героем поэмы – Евгением, небогатым дворянином, которому приходится служить, чтобы
себе доставить,
И независимость и честь;
Торжественный стиль оды сменяется обыденным повествованием. Евгений приходит со службы домой, совершенно усталый, ложится на постель и мечтает о будущем. Для сюжета поэмы совершенно неважно, где служит Евгений, в каком чине и сколько ему лет. Потому что он – один из многих. Маленький человек из толпы.
У Евгения есть невеста, и он представляет себе, как женится на девушке. Со временем появятся дети, потом внуки, которых они будут воспитывать, и которые потом его похоронят. За окном буйствовала погода, дождь стучал в окна, и Евгений понимал, что из-за буйной погоды он не попадет на другой берег.
Через размышления и мечты главного героя, поэт показывает, что это за человек. Мелкий служащий, немного завидующий праздным счастливцам, Ума недальнего, ленивцам, Которым жизнь куда легка! Бесхитростный и честный Евгений мечтает о семье и карьере.
Наутро Нева вышла из берегов и затопила город. Описание стихии – это преклонение перед силой природы. Буйство природы из экспозиционного описания ночью превращается в определяющую часть сюжета, в которой Нева оживает и представляет собой угрожающую силу.
Стихи, описывающие наводнение, великолепны. В них Нева представлена ожившим зверем, набросившимся на город. Поэт сравнивает ее с ворами, которые лезут в окна. Для описания стихии Пушкин применил эпитеты: буйной, разъяренных, гневна, бурлива. Стихи насыщены глаголами: рвалася, не одолев, затопляла, свирепела, вздувалась, ревела.
Сам Евгений, спасаясь от буйства воды, взобрался на дворцового льва. Сидя на царе зверей, он переживал за дорогих ему людей – Парашу и ее мать, совершенно не замечая того, как вода лижет ему ступни.
Недалеко от него стоял Медный всадник – известный памятник императору Петру I. Памятник стоит незыблемо, и даже волны разбушевавшейся стихии не могут поколебать его.
В этом эпизоде читатель видит противостояние непоколебимого Медного всадника и маленького человека, способного в любой момент свалить с льва в мутную, бурлящую стихию.
«Картина наводнения написана у Пушкина красками, которые ценою жизни готов бы был купить поэт прошлого века, помешавшийся на мысли написать эпическую поэму Потоп… Тут не знаешь, чему больше дивиться, громадной ли грандиозности описания или его почти прозаической простоте, что вместе взятое доходит до величайшей поэзии», так охарактеризовал картины наводнения В. Белинский.
Во второй главе описываются последствия наводнения, и то, как сложилась жизнь Евгения. Как только
насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
в пределы своих берегов, Евгений, озабоченный участью любимой, нашел лодочника, согласившегося переправить его на другой берег. Здесь Пушкин снова сравнивает реку с бандой злодеев. Река еще не совсем успокоилась, лодка подпрыгивает на волнах, но это не беспокоит Евгения.
Придя на улицу, где жила его Параша, он обнаружил, что ни домика, ни ворот на прежнем месте не было. Это настолько глубоко поразило несчастного молодого человека, что он потерял рассудок. Параша и ее мать были единственными дорогими людьми для него. Потеряв их, он утратил смысл жизни. Маленький человек оказался к тому же слишком слаб, чтобы противостоять постигнувшей его беде.
Он не вернулся к себе домой, и хозяин через несколько дней сдал его квартирку «бедному поэту». Евгений целыми днями бродил по городу, ничего не видя перед собой. Иногда люди из жалости подавали ему кусок хлеба, кучера безжалостно стегали его плеткой, когда он лез под копыта лошадей.
Но однажды, проходя мимо Медного Петра, Евгений погрозил тому кулаком. И ему показалось, что выражение лица императора изменилось, а сам он слышал за спиной топот копыт скачущего всадника. После этого события Евгений старался проходить мимо памятника с опущенной головой. Конечно, ни мистически, ни реально, всадник не сходил со своего места. Этим эпизодом поэт показывает, насколько была расстроена психика его героя.
В один прекрасный день бездыханное тело Евгения нашли на небольшом, безлюдном островке. Так закончилась жизнь молодого человека. На этом заканчивается и поэма.
Стоя на балконе, Александр первый с горечью признается:
«С божией стихией
Царям не совладеть».
Медный всадник, олицетворяющий царя Петра, противопоставлен маленькому человеку. Тем сам Пушкин хочет показать, что царям подвластно многое. Они могут повелевать народами, заставить их построить город, влиять на другие страны. Маленькие люди даже собственную судьбу не всегда могут устроить так, как того хотят. Но вот над силами природы, над Божией стихией не властны ни цари, ни простые люди.
Не властны. Но в отличие от маленьких людей, живущих в ветхих домишках и подвалах, цари защищены лучше. Александр I стоит на балконе дворца, построенного маленькими людьми. Медный всадник установлен на камне, который привезли сюда тоже простые крестьяне. Цари повелевают, но двигают историю и строят города самые беззащитные маленькие люди.
Александрова Екатерина
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №51
Научно- исследовательская работа на тему:
Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
Работу выполнила:
Ученица 10 класса
Александрова Екатерина Романовна
Руководитель:
Дмитриева Елена Юрьевна
Вступление
Петербург, эксцентричный, искусственный город, строился как вызов всем стихиям природы, так как он создавался на месте, малопригодном для житья большого количества людей, ценой небывалых усилий и жертв. В поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин называет Петербург творением Петра, потому что город был построен наперекор всему. Однако природная стихия не подчиняется даже царям.
В своей научно-исследовательской работе я постаралась подробней изучить вопрос: какова роль стихии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»? Ведь неспроста А.С. Пушкин обращает наше внимание на явления природы. По моим данным, к характеру изображения стихии в «Медном всаднике» в разное время обращались многие ученые, поскольку оно выступает нервом произведения, одним из ключей к постижению его сути. В этом ряду назовем исследования Д. Мережковского, Г. Федотова, Н. Анциферова, Б. Томашевского, Б. Мейлаха, Г. Макогоненко, Ю. Борева и других, из последних - И. Альми, Г. Зотова, Ю. Сугино, М. Новиковой, С. Денисенко. Обратимся к определению, которое устанавливает многогранность явления стихии, его основные свойства и способствует выработке системного подхода к его воплощению в «Петербургской повести». Стихия - (греч. stoicheion - первоначальный элемент) - 1) один из основных элементов природы (вода, земля, воздух и огонь) в античной философии; 2) явления природы, предстающие как мощная разрушительная сила; 3) в переносном значении - неорганизованная сила, действующая в социальной среде; привычная среда . Это современное понимание круга реалий, охватываемых понятием «стихия», становится в настоящей работе исходным.
Изучая поэму «Медный всадник» чаще всего рассматривают водную стихию, но мне бы хотелось ознакомиться не с одной, а с четырьмя стихиями. Как мне стало известно, в работе Ю. Сугино впервые было сказано о проявлении в пушкинском произведении основных четырех элементов природной стихии - воды, земли, воздуха и огня. «В поэме эти элементы, - считает исследователь, - с их многообразными формами эффективно изображены в каждом из ключевых сюжетных эпизодов и выражают различные явления стихийных сил» .
«Петербургскую повесть», в которой Пушкин воплотил художественную модель мироздания в его диалектике, нередко называют «поэмой воды и камня». Вода играет в поэме главенствующую роль, предстает в различных состояниях. Здесь проявляется ее женское, материнское природное начало, порождающее жизнь на своих берегах. Само течение реки символизирует вечный поток бытия - «Река неслася».
Водная стихия в поэме «Медный всадник» предстанет перед нами в двух образах. В одном автор использует возвышенную лексику, Нева торжественная и царственная, одетая в гранит и обрамленная металлом ограды - как символ покорности воли царя - «..Невы державное теченье, береговой ее гранит, твоих оград узор чугунный..». В другом- предстает она взбунтовавшейся бездной, хаосом, готовым поглотить все сущее. А.С.Пушкин сравнивает её с шайкой разбойников, которая свободолюбива и довольна своим «наглым буйством», Нева забирает добычу, оставляя после себя лишь «вопли, вой и скрежет» - «Ну вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу».
Огонь осмысляется мифологическим сознанием «как грозная и опасная стихия» , и в то же время как символ жизни - тепла, дома, семьи, когда он находится в сфере очага. В авторской интерпретации он как разрушительное начало в изображении беспощадной бунтующей Невы. Поэт использует здесь олицетворение -(«Но, торжеством победы полны, / Еще кипели злобно волны, / Как бы под ними тлел огонь» , подчеркивая ее разрушительную агрессию.
Стихия воздуха (одна из четырех главных стихий) предстает в поэме «Медный всадник» во взвихренном состоянии, в ипостаси шквального ветра, который «сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами». Здесь используется звукопись(ассонанс и аллитерация) для передачи той обстановки, которая царит в поэме в момент бунта стихий. Аллитерация- повтор «е», «ы» и «а» передает рев ветра, вой и весь тот хаос, что царит вокруг-«Погода пуще свирепела, / Нева вздувалась и ревела.. Там буря выла, там носились / Обломки.. Как ветер буйно завывая». А также автор использует ассонанс- при повторе «з», «д», «р» и «ч» создается чувство,что мы слышим шум, клокот воды, подгоняемой ветром, тот же самый рев бури - «Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь.. Как дождь ему в лицо хлестал».
Особенность пушкинского произведения заключается в том, что в качестве первоэлемента земли в ней выступает камень, создавая особое смысловое поле. Камень в поэме воплощает в себе твердость и надежность, «окаменелую музыку творения» . Камень - строительный материал города, его «дворцов и башен», он сковывает, пленяет водную стихию, провоцируя ее бунт. В этом плане он парадоксально заключает в себе разрушительную силу –«Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури.. Но силой ветров от залива / Перегражденная Нева / Обратно шла, гневна, бурлива / И затопляла острова »
Присутствует также и цветопись. Это непременная черная мгла - «Над омраченным Петроградом» , «мгла ненастной ночи» , «Ночная мгла /На город трепетный сошла . Черный цвет используется с целью показать тот хаос и ужас, который царит во мгле.
По наблюдениям Г. Макогоненко, «мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план - Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с действительным народным бунтом, стихийным мятежом» .
Мысль Пушкина связана с тем, что Петр не сумел найти ключ к природной и народной России. Можно во многом согласиться с японским пушкинистом Ю. Сугино в понимании ассоциативной связи природной стихии в «Медном всаднике» с широким спектром кризисных социальных явлений российской истории. Это и пугачевский бунт, и непокорность дикого горного народа на Кавказе, холера и холерные бунты 1830-1831 годов, восстание декабристов в очень дальней ассоциативности. В этом есть своя логика.
В 1833 году в период создания «Медного всадника» он работал и над «Капитанской дочкой», и над «Историей Пугачева». Мне кажется, что сравнение Невы с «шайкой разбойников» появилось у А.С.Пушкина под впечатлением от образа Емельяна Пугачева. «Злые волны, как воры лезут в окна», «наглым буйством утомясь», «Так злодей, / С свирепой шайкою своей / В село ворвавшись, ломит, режет, / Крушит и грабит; вопли, скрежет, / «Насилье, брань, тревога, вой!.. / И, грабежом отягощены, / Боясь погони, утомленны, / Спешат разбойники домой, / Добычу на пути роняя» – эта грубая разговорная лексика характерна для народа и поэтому становится очевидным, что созданный поэтом образ Невы подобен «шайке разбойников». А бессоюзие дает динамику тексту, создают тревогу и беспокойство.
По наблюдениям С. В. Денисенко, «проявление стихийного начала в природе Пушкин связывает, прежде всего, с образом зверя и, в частности, лошади (коня)» .
В поэме «Медный всадник» через зверя, воплощающего в представлении Пушкина агрессию стихии, передается миг нападения Невы на город - «И вдруг, как зверь остервенясь, / На город кинулась» - олицетворение,с помощью которого автор рисует разрушительную силу Если учесть, что Нева предстает здесь и в прямом, и в символическом значении, то становится хорошо видно отсутствие водораздела между природной и народной стихией. Этот момент «оживления» автором стихии в тексте («ветер выл», «дождь стучал не так сердито») тонко заметил С. А. Фомичев . Главное в ней – разрушительная, безжалостная, спонтанная сила.
Образ побежденной стихии-Невы параллелен России в образе коня, поднятого на дыбы. Россия, переданная через метафору обузданного коня, и Россия, предстающая в метафоре реки – таков художественный путь ее постижения в «Медном всаднике».
Заключение
Итак, образ стихии в повести Пушкина «Медный всадник» помогает читателям понять смысл этих произведений и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия - это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов.
Используемая литература:
1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. - М., 2004. - 704 с.
2. Сугино Ю. К вопросу о теме стихии в поэме Пушкина «Медный всадник» // Болдинские чтения / Под ред. Н. М. Фортунатова- Н. Новгород, 2002.-С. 15-27.
3. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука, 1977-1979.
4. Токарев С. А. Огонь // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М., 1991. - С.239-240.
5. Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1994. - 608 с.
6. Макогоненко Г. П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). - Л., 1982. - 464 с.
7. Денисенко С. В. Конфликт человека и стихии в поэме А. С.Пушкина «Медный всадник» // Филология = Philologicа- Краснодар. - 1993. - № 1. - С. 42-45.
8. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. - 304 с.
Самое сильное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга произошло 7 ноября (22 ноября по новому стилю) 1824 года. В этот день максимальный уровень подъема воды достиг 410 см выше ординара.
Табличка на Доме Раскольникова
Уже накануне - 6 ноября - с залива дул сильный ветер. К вечеру погода стала еще хуже, и начала прибывать вода. Ночью разыгралась настоящая буря. Ранним утром на Адмиралтейской башне зажглись сигнальные фонари, предупреждающие жителей города об угрозе наводнения.
Очевидцы вспоминают, что беспечные петербуржцы, проснувшись, и увидев поднявшуюся в каналах воду, поспешили на берега Невы полюбоваться стихией. Но даже тогда, когда жители Адмиралтейской части города еще не ожидали большого несчастья, низменные места, находящиеся на берегу Финского залива, были уже затоплены. Через несколько часов Нева, а также другие реки и каналы, вышли из берегов даже там, где были высокие набережные. Весь город, за исключением Литейной и Рождественской частей, был залит водой почти в рост человека.
Карусельная площадь (современная Театральная)
во время наводнения 1824 года
Люди спасались от бушевавшей стихии как могли. Особенно страдали невысокие деревянные дома, которые просто сносило напором воды. Кто-то поднимался на крышу, на высокие мосты, кто-то плыл на воротах, бревнах, ухватившись за гривы лошадей. Многие, бросившись спасать свое добро в подвалы, погибали. Около двух часов дня на Невском проспекте на большом катере появился генерал-губернатор Петербурга граф М. Милорадович, пытаясь подбодрить жителей и оказать им хоть какую-то помощь. Еще один очевидец наводнения оставил о нем такие воспоминания: "Зрелища сего описать невозможно. Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа; на Неве вода кипела, как в котле, и с неимоверной силой обратила вспять течение реки; два тяжелых плашкоута сели на гранитный парапет против Летнего сада, барки и другие суда неслись, как щепки, вверх по реке… На площади против дворца - другая картина: под небом, почти черным, темная зеленоватая вода вертелась, как в огромном водовороте; по воздуху.. носились широкие листы железа, сорванные с крыши нового строения Главного штаба, буря играла ими, как пухом…"
К трем часам дня вода начала убывать, а ночью улицы совсем очистились от воды. Точное число жертв наводнения подсчитать было трудно, цифры называли разные: от 400 до 4 тысяч человек. Материальный же ущерб оценивался многими миллионами рублей.
Произошедшая катастрофа снова заставила задуматься о необходимости защитить Петербург от подъемов воды. Появились различные проекты: одни предполагали превращение Невской губы в искусственное озеро, которое бы отделялось от Финского залива плотиной с отверстиями для прохода судов. Согласно другим в устье Невы предусматривалось создание защитных сооружений. Но ни один из проектов не был осуществлен.
Развитие науки позволило точнее определить причину внезапных невских наводнений. Теперь уже никто не обсуждал всерьез гипотезу о том, что подъем воды вызван притоком ее из Ладожского озера. Накопленные в течение многих лет данные позволили сделать вывод о том, что настоящая причина наводнений - в образующейся в Финском заливе волны. В широком заливе эта волна незаметна, но по мере того, как залив сужается к месту впадения Невы, волна становится все выше. Если же к этому добавляется сильный ветер со стороны залива, то вода поднимается до критического уровня, и именно в таких случаях Нева выходит из своих берегов.
После наводнения 1824 года город пережил еще много больших подъемов воды, однако уровень 1824 года так и остался рекордным.
Петербургские наводнения стали даже своеобразным явлением русской культуры. О них, особенно как раз о наводнении 1824 года, писали М.Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, А.И. Одоевский. Но в первую очередь, говоря о наводнениях в Петербурге, мы вспоминаем, конечно, поэму А. С. Пушкина "Медный всадник". Эта поэма Пушкина, безусловно, стала одной их вершин всего его творчества, и при этом любопытно обратить внимание на то, насколько точно поэт описал все обстоятельства, сопровождающие большой подъем воды:
Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало; все вокруг
Вдруг опустело - воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как Тритон,
По пояс в воду погружен".
Текст подготовила Галина Дрегуляс
Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Нежиховский Р.А. Река Нева и невская губа. Л., 1981
2. Пыляев М.И. Старый Петербург. Репринтное издание. Л., 1990.
Интегрированный урок. Литература + ОБЖ + история.
Тема: Образ стихии в поэме «Медный всадник».
· Познакомить с историей строительства Петербурга.
· Развивать аналитическое мышление, выразительное чтение, познавательный интерес.
· Воспитывать любовь к поэзии, литературе, искусству.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с удивительной поэмой «Медный всадник». Это история о Петербурге, о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I. Но удивительна эта поэма ещё и тем, что в ней одним из главных героев является стихия.
Тема нашего урока:
«Образ стихии в поэме «Медный всадник».
(слайд 1 )
Пётр I задумал построить величественный город, северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. О том, как строился Петербург расскажут нам историки.
(Историки рассказывают о строительстве Петербурга.)
Историк В 1703 г. Пётр I начинает строить город Санкт-Петербург. Крестьяне, пригнанные из сухопутных российских краёв, с ужасом взирают на морскую столицу. Виданное ли дело: на дне моря дворцы возводить! В 1714 г. Царь издал указ: каждая подвода, едущая в город должна сдать на заставе 3 камня весом 5 фунтов каждый, а входящий в гавань корабль – 30 камней по 10 фунтов. Штраф за каждый недовезённый камень – гривна. Пётр I приказал подсыпать землю, поднять город так высоко, чтобы его не достигли волны. Все проекты 18 – 19 вв. оказались бесполезны. Лишь в 20 в. город одели в гранит. В1957 г. построили дамбу в Финском заливе, которая защищает город от наводнений.
–Давайте обратимся к Пушкину и прослушаем вступление к поэме «Медный всадник».
Ученик 1. (читает отрывок На берегу пустынных волн… И запируем на просторе)
(слайд 2)
Анализ отрывка (вступление).
- Каким настроением, чувством наполнено вступление?
(торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм)
- Найдите сроки, отражающие державность замыслов Петра I.
(стоял он дум великих полон…)
( в даль глядел, река неслась широка, илистые топкие берега, лес шумел.)
- Каким предстает Петр 1 в поэме Пушкина ответят нам литераторы.
Литератор.
Пётр предстаёт здесь как основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности; широкий взгляд на мир укрупняет и личность героя, данного на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить.
- Как понимаете данные строки?
(отсель грозить мы будем шведу…
Ногою твёрдою стоять при море)
(метафора)
(строительство нового города на берегах Невы даёт возможность наладить связи с Европой)
Петербург – величественный город, построенный великим человеком. Этот город считается одним из красивейших в мире. любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма «Медный всадник». В этой поэме, или как назвал её сам автор в «петербургской повести», мы встречаем чудесное описание Петербурга, полное восхищения и преклонения перед городом. Давайте послушаем самого Пушкина:
Ученик 2. (читает отрывок)
«прошло сто лет…
На золотые небеса».
(Демонстрация слайд-шоу «Петербург».)
- Перед нами великолепная панорама. Невозможно не испытать восторга, глядя на нее. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение великолепия , вечности, прочности.
(Работа с текстом.)
- Какие интонации преобладают в этой части?
(возвышенные, торжественные. Это гимн.)
- Какой жанр использует Пушкин во вступлении? (ода)
- С помощью каких художественно – выразительных средств он достигает этого?
(эпитеты –строгий стройный вид; прозрачный сумрак; блеск безмерный; однообразную красивость; золотые небеса;
Олицетворения – Нева оделась в гранит
Метонимия – все флаги в гости будут к нам.
Анафора – люблю тебя, Петра творенье, стройный вид; Невы державное теченье)
- Как понимаете фразу?
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва.
(воплотились мечты Петра, Петербург великолепный город, гордость России)
(слайд 4)
Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Мы уже слышали, как трудно строился этот город.
Смог ли человек подчинить себе природу или она и по сей день напоминает нам о том, что мы лишь гости в этом мире? На этот вопрос ответят нам историки.
Людям удалось победить природу, удалось среди болот построить величественный город, удалось усмирить Неву. Однако иногда она бунтует против учиненного насилия над ней. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. Красавица Нева готовится к броску на город. В Петербурге часто случаются наводнения.
(слайд 5)
- Что же такое наводнение? Ответ на этот вопрос подготовили спасатели.
Спасатели.
Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды, в период ливней, снеготаяния, заторов.
(cлайд 6 )
- Каковы причины наводнения?
Причины наводнения:
Интенсивные ливни
Быстрое таяние снега
Разрушение плотин и дамб
Подводные землетрясения и извержения вулканов
Сколько раз за все свое существование Петербург становился жертвой водной стихии? На этот вопрос ответят историки.
Историки.
За те 300 лет, что стоит С. Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, 1703г, произошло первое на памяти очевидцев наводнение, вода поднялась за несколько часов более чем на 2 метра. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, ничто по сравнению с наводнением.
1777г. – 3.4 м.
1824г. – 4.26 м.
1924г. – 3.8м.
Убытки были огромными. Эти тревожные дни помнят многие старожилы.
- Самое крупное наводнение за всю историю С. П. произошло 7 ноября 1824 года. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.
- Посмотрите небольшой фрагмент фильма и послушайте, как его описывает Пушкин.
Просмотр фильма.
Чтение отрывка учеником
(Нева всю ночь рвалася к морю…
Плывут по улицам)
- Какие новые ассоциации, образы возникли после просмотра этого отрывка?
- Мне кажется, наиболее точно подходят слова Б. Пастернака.
Тучи, как волосы, стали дыбом
Над дымной и бледной Невой
Кто ты, О кто ты?
Кто бы ты ни был – Город – вымысел мой.
Пушкин ярко описывает наводнение, мы словно представляем эти картины перед собой. Благодаря каким средствам выразительности это достигается?
( восклицание - Осада! Приступ!
Сравнения – и вдруг как зверь остервеняясь.
Кр. Формы прил и прич . – гневна, бурлива, погружен.
Нагромождение глаголов – затопляла, свирепела, вздувалась, кинулась)
- Найдите образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы.
(пена разъяренных вод, гневна, бурлива, вздувалась, ревела, как зверь остервенясь, на город кинулась, осада, приступ, злые волны, как воры лезут в окна, вставали волны там и злились, насытясь разрушением, своим любуясь возмущеньем.
Самый зримый образ – челны с разбега бьют кормой и гробы с размытого кладбища плывут по улицам.)
- Что символизирует собой эта водная стихия? Вопрос к литераторам.
(Наводнене – это бунт неукрощенной стихии и направлен он с негодованием на ”гранит подножия Петра. Затем мятеж водной стихии переводится в иной социальный план – народный бунт.)
- Удалось ли людям усмирить стихию?
(Нет. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением.)
- Что же делать, если вы попали в зону затопления?
Спасатели знакомят с памяткой.
- Наш урок подходит к концу, пора делать выводы.
Выводы.
Спасатели. Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.
Историки. С древних времен люди воспринимали наводнение как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.
Литераторы. Наводнение в поэме Пушкина – это худ. Образ, бунт стихии. Последствия такого бунта страшные: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.
Да, действительно, бунт стихии это один из кульминационных центров поэмы. Мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт возмущенной Невы с народным бунтом. По мысли Пушкина и наводнение, и народный бунт – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.