ПУШКИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
К 200-летию со дня pождения А. С. Пушкина
ОДА "ВОЛЬНОСТЬ"
"Вольность" (1817) - одно из наиболее заметных политических стихотворений раннего Пушкина, пример поэзии откровенной гражданской устремленности. Написано в Санкт-Петербурге, приблизительно через полгода после выхода поэта из Лицея. Об обстоятельствах написания известно из воспоминаний Ф. Ф. Вигеля (по выражению Ю. М. Лотмана, "правдоподобной биографической легенды" - Лотман Ю. М. "А. С. Пушкин. Биография писателя". Л., 1981, с. 39): "Из людей, которые были его старее, всего чаще посещал Пушкин братьев Тургеневых; они жили на Фонтанке, прямо против Михайловского замка, что ныне Инженерный, и к ним, то есть к меньшому, Николаю, собирались нередко высокоумные молодые вольнодумцы. Кто-то из них, смотря в открытое окно на пустой тогда, забвенью брошенный дворец, шутя предложил Пушкину написать на него стихи... вдруг вскочил он на большой и длинный стол, стоявший перед окном, растянулся на нем, схватил перо и бумагу и со смехом принялся писать. Стихи были хороши, не превосходны; слегка похвалив свободу, доказывал он, что будто она одна правителей народных может спасать от ножа убийцы; потом с омерзением и ужасом говорил в них о совершенных злодеяниях в замке, который имел перед глазами" ("Пушкин в воспоминаниях современников", 1974, с. 220).
Свидетельство Вигеля подтвердил Н. И. Тургенев, который показывал, что часть оды "Вольность" Пушкин написал в одно из посещений у него дома, ночью у себя завершил ее и на другой день принес полный текст стихотворения (см.: "Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к бpату С. И. Туpгеневу". М.-Л., 1936, с. 59). В архиве Н. И. Тургенева сохранился переписанный Пушкиным текст оды с собственноручным же рисунком поэта в стихе "Погиб увенчанный злодей", изображающим шаржированный профиль Павла I (А. С. Пушкин. Изд. "Русский библиофил", 1911, с. 10/11). Я. И. Сабуров располагал сведениями (он их сообщил биографу поэта П. В. Анненкову), что "Вольность " была "подсказана" Пушкину именно Н. И. Тургеневым. В доме Тургеневых, где, возможно, бывали М. Ф. Орлов, участник войны 1812 г. и заграничных походов, член Союза Благоденствия; граф М. А. Дмитриев-Мамонов (1790-1863), в 1814 г. составлявший с Орловым план создания оппозиционного правительству "Оpдена pусских рыцарей", и ряд лиц из их ближайшего окружения. Пушкин мог принимать участие в политических беседах, в обсуждении актуальных социальных проблем. Осознание необходимости либеральных институтов, монархического конституционализма объединило в это время на какой-то момент представителей различных групп русского общества, порою идеологически весьма далеких друг от друга. Общее, единодушное во всех общественных слоях в годы борьбы с Наполеоном осуждение деспотизма вело к признанию необходимости установления и соблюдения твердых законов, одобрения конституционализма, который должен был, с одной стороны, предостеречь русского монарха от участи французского короля, а с другой - предотвратить возможность кровавой народной революции. Н. И. Тургенев готовил к изданию свой труд "Опыт теории налогов"; посетители его вечеров, по-видимому, были в курсе основных идей книги: необходимость освобождения крестьян и обретения конституционных свобод. Младший брат Тургеневых Сергей находился за границей, но отношения с ним поддерживались перепиской. Так же как и Н. Тургенев в 1817-1818 годах, Сергей Тургенев не принимал разрушительного пафоса Французской революции; вариант С. Тургенева - это путь медленных реформ, ведущих к конституции, в которой он видел способ предупреждения сокрушающего основы переворота. Эти идеи младшего Тургенева получили свое поэтическое выражение - в его стихах, посвященных кн. А. Голицыной (1815), в эти годы чрезвычайно увлеченной идеей конституционного государственного устройства, которое, по ее мнению, должно быть осуществлено без участия русских якобинцев. В стихах С. Тургенева начертана программа действий, которые должны привести отчизну к общественной свободе: распространение либеральных идей, благодаря чему народ, не покушаясь на трон и августейшее происхождение монарха, придет к осознанию своих прав, обретет вольность, которую будет гарантировать имеющий силу закон. Весьма скромный и абстрактный вариант С. Тургенева безусловно был известен в доме его братьев и обсуждался наряду с иными путями общественно-политического преобразования России. Пушкин, оппозиционные настроения которого вполне определились в последние лицейские годы, был хорошо подготовлен к участию в подобных политических диспутах - прежде всего недавними лицейскими уроками А. П. Куницына, читавшего в числе других дисциплин курс естественного права, в основе которого лежали идеи Монтескье. Противник абсолютизма, Куницын утверждал, что именно принцип равенства всех граждан перед законом является гарантией против деспотии. Мнения Куницына были, пожалуй, наиболее близки Пушкину в конце 1817 г., еще в полной мере зависимому от своего первого политического наставника. Н. Тургенев сменил на этом поприще Куницына; в общении с поэтом Н. Тургенев основное внимание обращал на гражданское воспитание юноши, внушая ему мысль о том, что основная цель поэзии - политическое образование общества. Того же мнения придерживался и С. Тургенев: "Мне опять пишут о Пушкине, как о развертывающемся таланте. Ах, да поспешат ему вдохнуть либеральность и... пусть первая его песнь будет: Свободе" ("Декабрист Н. И. Тургенев", с. 59). Такова идеологическая и эмоциональная атмосфера, в которой родилась "Вольность" и которая получила свое очевидное отражение в тексте оды.
Показательно в этом отношении начало "Вольности", где Пушкин отрекается от "изнеженной лиры" - его стихи, так же как "смелые гимны" французского революционного поэта, названного в оде "возвышенным галлом" (наиболее вероятно, что Пушкин имел в виду Э. Лебpена, хотя не исключена и фигура А. Шенье; назывались также имена французского поэта, автора "Марсельезы" (1792) Руже де Лиля (1760-1836) и К. Делавиня, но последние гипотезы представляются малоубедительными), призваны воспеть Свободу, "на троне поразить порок". Пушкин прославляет законность, утверждает ее всеобщую власть; невыполнение законов, по мысли Пушкина, общественное бедствие, ибо именно беззаконие ведет к тирании и преступлению. В качестве иллюстраций Пушкин предлагает два сюжета - из истории Франции (народ нарушил закон, казнив Людовика ХVI; казнь эта привела к господству тирании Наполеона) и из русской истории (убийство Павла I, преступления которого были еще живы в памяти современников, явилось актом мщения тирану, нарушителю закона: преступление породило преступление). Ручательством общественного спокойствия, благополучия всех и каждого объявляется всеобщее равенство перед законом, достигаемое "сочетанием" законов с вольностью народов: "И днесь учитесь, о цари... / Склонитесь первые главой под сень надежную Закона, / И станут вечной стражей трона / Народов вольность и покой".
"Вольность" зафиксировала определенный этап в развитии русского либерального сознания - веру в победу и действенную силу конституционных начал в России; в 1817 г. эти иллюзии еще были живы. Как следует из представленной в оде трактовки исторических событий, Пушкин как историк, как политик пока еще не самостоятелен. Предложенная им схема интерпретации событий Французской революции - народное возмущение, казнь короля, тирания Наполеона - была общим местом в либеральных историко-политических учениях конца 1810-х гг. Впоследствии у Пушкина сформируется свой собственный взгляд на события 1789-1794 гг.
В рукописи "Вольность" обозначена как "ода". Идеологическое наполнение и поэтика "Вольности" обнаруживают ее связь с русской одической традицией первой четверти ХIХ в. Пушкинские стихи естественно вписываются в круг характерных для этого времени философских од-размышлений на нравственно-политические темы. Именно к такому типу оды в конечном счете восходит практически вся современная Пушкину одическая поэзия. В 1817 г. в соответствии с представлениями, идущими от ХVIII в. и особенно отчетливо проявившимися в творчестве Радищева ("Вольность", 1783), И. П. Пнина (1773-1805), Ф. И. Ленкевича (?-1810) и др., оду понимали как философский, политический трактат в стихотворной форме, которая считалась наиболее удобной для выражения некоего комплекса идей (типичный образец - антидеспотическая ода А. Г. Родзянки "Властолюбие" (1812), имеющая ряд точек соприкосновения с "Вольностью"). Таковыми по существу являются и воспевающие царей и героев "похвальные" оды, поскольку неотъемлемой их частью, начиная с Ломоносова, оказывается определенная философская, историческая доктрина, та или иная социально-политическая программа. Эти последние имели особенное значение для Пушкина, автора "Вольности", и прежде всего - вызванные событиями Отечественной войны 1812 г. и имеющие в своей основе просветительскую концепцию этой войны оды и послания Карамзина ("Освобождение Европы и слава Александра I", 1814) и Жуковского ("Императору Александру", 1814); на них по преимуществу ориентировался юный поэт, перенося центр тяжести на социально-политические мотивы. В поэтико-идеологический контекст "Вольности", являющейся совершенным образцом политической поэзии, следует включить и стихи самого Пушкина. В "Вольности" явственны отзвуки гражданской лирики лицейской поры, в первую очередь послания "К Лицинию" (1815), где уже отчетливо проявляются приметы гражданской патетической поэзии, образцом которой для юноши послужили военно-патриотические стихи с их особой стилистикой - торжественно-героической, ораторски-пафосной (ср. также отрывок из "Воспоминаний в Царском Селе": "Страшись, о рать иноплеменных!"). Прием, с помощью которого в стихах "К Лицинию" достигается их гражданское звучание, раздвигающее тематические рамки, использован и в "Вольности". Это сосредоточение в стихотворении политических терминов, подбор слов-понятий строго определенного лексического ряда (свобода, рабство, тираны, трон, порок, закон, власть, самовластительный злодей и т.д.), вызывающих столь же строго определенные ассоциации: круг современных идей, выявляющих и формулирующих исторические позитивные силы, способные изменить состояние русского общества. "Вольность" прочитывалась как превентивные стихи, относящиеся к александровскому царствованию. При этом "Вольность" не воспринимается как сухое, логически строгое изложение политической доктрины; пушкинская ода привлекает внимание прежде всего как выражение героической, гражданской эмоции ("Вольность", по выражению С. Д. Полторацкого, полна "одушевления, поэзии и возвышенных идей". - "Revue Encyclopedique", 1822, т. 16, кн. 46) - в этом ее смысл и цель. Стилистически "Вольность" чужда рационалистической уравновешенности классицистической оды. О последней напоминают лишь сохранившееся как реликт традиционное одическое обращение ("Тираны мира! трепещите! / А вы, мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!"), одический размер - четырехстопный ямб, создающий торжественные декламационные интонации, и "негладкость" отдельных стихов, что позволило Вяземскому определить некоторые строки "Вольности" как "херасковские". В целом же "Вольность" лишена характерной одической тяжеловесности; поэтическая мысль развивается бурно, стремительно, динамично ("Беги, сокройся от очей, / Цитеры слабая царица... Приди, сорви с меня венок, / Разбей изнеженную лиру..."). Поэтику "Вольности" определяют взволнованность, лирическая напряженность, героическая патетика - те элементы, которые образуют романтический пафос преддекабристской и декабристской гражданской поэзии (ср. оду Рылеева "Гражданское мужество", 1823). Именно поэтому весьма скромная по своей политической программе "Вольность" воспринималась как произведение откровенно революционное. Публикация оды была исключена; "Вольность" распространялась в списках (как вспоминал И. И. Пущин, "тогда везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть его (Пушкина. - И. Ч.) "Деревня", "Ода на свободу"..." - Пушкин в воспоминаниях современников, 1974. Т. 1, с. 97), выполняя тем самым агитационную роль в период активизации тайных обществ в России (ср. показания П. А. Бестужева: "Мысли свободные зародились во мне уже по выходе из корпуса, около 1822 года, от чтения разных рукописей, каковы: "Ода на свободу", "Деревня"..." - "Русская мысль", 1910, июнь, с. 4, 2-я пан.). Среди вольнолюбивых стихов Пушкина, за которые поэт был выслан из Петербурга в мае 1820 г., "Вольность" по силе своего оппозиционного звучания занимает первое место; именно она вызвала особенное раздражение властей. Н. М. Карамзин писал И. И. Дмитриеву 19 апреля 1820 г.: "Над здешним поэтом Пушкиным если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное (это между нами): служа под знаменами либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей, и проч., и проч. Это узнала полиция ect. Опасаются следствий. Хотя я уже давно, истощив все способы образумить эту беспутную голову, предал несчастного Року и Немезиде, однакож, из жалости к таланту, замолвил слово, взяв с него обещание уняться" (Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866, с. 286-287). В официальном письме к Инзову, которое было дано Пушкину при его отъезде в южную ссылку, отмечалось, что "некоторые поэтические произведения, а в особенности Ода на свободу, привлекли внимание правительства на г. Пушкина. Среди великих красот замысла и слога это последнее стихотворение свидетельствует об опасных началах, почерпнутых в современной школе, или, лучше сказать, в системе анархии, недобросовестно именуемой системой прав человека, свободы и независимости народов" (РС. 1887. Т. 53, с. 239). Не мог простить Пушкину его оды, содержащей строфу с описанием убийства Павла I, и непосредственно сам император, имевший косвенное отношение к насильственной смерти отца (см.: П. И. Бартенев о Пушкине. М., 1992, с. 439).
И. С. Чистова
Все творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится стихотворение «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 9 классе.
Краткий анализ
История создания – Стих написан в 1817 году, но издан лишь спустя 39 лет в Лондоне.
Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.
Композиция - Композиция условно разделена на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй - воспевает закон и порядок, в третьей - призывает монархов склонить голову перед законом.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб.
Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».
Эпитеты - «гибельный», «роковая», «благородный».
Олицетворения - «молчит закон», «сон отягощает».
История создания
В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети - будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.
Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть свое отечество свободным, сильным и просвещенным.
Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.
В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в свое время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.
При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».
Тема
Центральная тема - протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.
В своем стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества образца первой половины 19 века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.
Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.
Композиция
Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной - в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче - « воспеть свободу миру ».
Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон « выше венца и трона ». Лирический герой упоминает о таких монархах как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.
В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.
Жанр
При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.
Средства выразительности
Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достиг благодаря искусному использованию различных художественных средств.
Для придания образам наибольшей выразительности, поэт использует эпитеты (« гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный »). Также в произведении встречается немало ярких метафор (« свободы гордою певицей», «грозой царей ») и олицетворений (« молчит закон», «сон отягощает »), риторических вопросов и обращений.
Во Франции обусловила крушение западноевропейского феодализма, борьбу угнетенных народов за свободу и рост их национального самосознания. В России того времени лучшие представители дворянства осознавали, что отмена крепостного права политически необходима, поскольку оно служило преградой для экономического и социального развития государства. Но задача деятелей прогресса была еще шире - они ставили перед собой цели раскрепощения личности, ее духовной свободы. Победа России над Наполеоном, посягавшим на мировое господство, породила надежды на то, что в стране, наконец, произойдут социальные реформы. Многие деятели того времени призывали царя к скорым, решительным действиям.
Тема вольности в творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Через все творчество Александра Сергеевича проходит идея свободной России. Уже в ранних произведениях он выступал против деспотизма и несправедливости современного общественного строя, обличал тиранию, губительную для народа. Так, еще в возрасте 16 лет им было написано стихотворение "Лицинию", а в 1818 году - одна из самых пылких песен, посвященных свободе, - "К Чаадаеву", в которой слышится вера в то, что страна "вспрянет ото сна". Тема вольности звучит и в стихотворениях "Арион", "Во глубине сибирских руд", "Анчар" и др.
Создание оды "Вольность"
Однако взгляды Пушкина наиболее четко и полно выразились в его знаменитой оде "Вольность", написанной в 1817 году, вскоре после выхода его из лицея. Она была создана в квартире братьев Тургеневых. Ее окна выходили на то место, где был убит Павел I, - Михайловский замок.
Влияние оды Радищева на пушкинскую
Само название говорит о том, что Александр Сергеевич взял за образец стихотворение другого русского поэта с тем же названием. Ода "Вольность" (Радищев), краткое содержание которой схоже с одноименным творением Александра Сергеевича, все же немного отличается от пушкинской. Попытаемся ответить, чем же именно.
Пушкин подчеркивает, что его произведение связано с радищевским и вариантом одной строки из стихотворения "Памятник". Как и его предшественник, Александр Сергеевич прославляет политическую свободу, вольность. Оба поэта указывают на примеры торжества вольности в истории (Радищев - на произошедшую в 17-м веке а Пушкин - на революцию во Франции 1789 года). Александр Сергеевич вслед за Александром Николаевичем считает, что закон, единый для всех, - залог существования в стране политической свободы.
Ода "Вольность" Радищева - это призыв народа к революции, к ниспровержению власти царя вообще, а у Александра Сергеевича она направлена лишь против ставящих себя выше любого закона "тиранов". Именно об этом пишет позволяет сказать о том, что он в своем творении выражал взгляды ранних декабристов, которым сочувствовал и под влиянием которых находился.
Особенности пушкинской оды
Сила стиха Александра Сергеевича, его художественное мастерство придавали более революционное значение этому произведению. Как призыв к открытому выступлению воспринималась передовой молодежью ода "Вольность", анализ которой предложен в данной статье. Например, Пирогов, известный русский хирург того времени, вспоминая о своих молодых годах, рассказывает следующий факт. Заговорив о политических взглядах Александра Сергеевича, отразившихся в произведении "Вольность", один из его товарищей, в то время еще студент, сказал, что революция по-нашему - так революция, "с гильотиной", как французская.
Революционно звучали, в частности, строки, завершающие вторую строфу: "Тираны мира! Трепещите!..."
Ода "Вольность": краткое содержание
Пушкин свое стихотворение, следуя примеру Радищева, написал в форме оды. Начинается она с обращения к музе - грозной для царей певице свободы. Здесь же намечается тема - автор пишет, что хочет "воспеть свободу миру" и поразить порок на тронах. После этого идет изложение главного положения: для народного блага необходимо сочетать с вольностью святой мощные законы. Оно иллюстрируется примерами из истории (Павел I, Изображая исторические события (казнь Людовика во время французской революции, убийство Павла I в Михайловском дворце руками наемников), поэт относится с неприязнью не только к тирании, но и к тем, кто уничтожает поработителей, поскольку удары этих людей бесславны: они противозаконны и вероломны.
Призывая к восстанию самосознания, духа, Александр Сергеевич понимает важность разрешения конфликтов законным путем - именно на это указывает проведенный Пушкиным исторический анализ. Вольность следует попытаться добыть, избежав при этом кровопролития. Другой способ губителен как для тиранов, так и для самого русского народа.
Ода "Вольность", анализ которой предлагается вашему вниманию, завершается, как обычно, обращением к самому государю с призывом извлечь урок из вышесказанного.
Композиционная стройность помогает нам наблюдать за движением чувств и мыслей поэта. Словесные средства выражения содержания находятся в соответствии с ним. Ода "Вольность", краткое содержание которой представлено выше, - образец высокого художественного совершенства.
Особенности поэтики
Поэтическая речь (взволнованная, приподнятая) отражает разнообразные чувства, владевшие автором: страстное желание свободы (в первой строфе), негодование против угнетателей и тиранов (вторая строфа), скорбь гражданина государства при виде творящегося беззакония (третья строфа) и т. д. Поэту удалось найти точные и одновременно образные слова для того, чтобы передать владевшие им чувства и мысли. Например, именует "свободы гордою певицей", "грозой царей" музу политической оды Пушкин. "Вольность", анализ которой предлагается вам в данной статье, - это произведение, вдохновленное свыше. Именно муза внушает поэту "гимны смелые".
Революционизирующее значение оды
Ода "Вольность" (анализ см. выше) оказала значительное революционизирующее влияние на современников Александра Сергеевича Пушкина, использовалась в революционной агитации декабристами.
Вскоре поэт разочаровывается в своих прежних идеалистических представлениях о том, что монарх стремится сделать все что может для улучшения жизни своего народа, ведь Александр Первый не мог решиться на радикальные реформы, которые положили бы конец крепостному праву. Россия все еще оставалась феодальным государством. Дворяне, мыслящие прогрессивно, в том числе друзья Александра Сергеевича, создавали с целью насильственно свергнуть самодержавие и таким образом ликвидировать различные революционные общества.
Пушкин не принадлежал формально ни к одному из них, однако родственный революционерам образ мыслей привел к тому, что он осознал невозможность в России либеральных преобразований "сверху". Эту мысль он и отразил в своих дальнейших произведениях. Ода "Вольность", анализ которой дает ее лучше понять, также призывала к свержению тиранической власти "снизу" путем революции.
Полно и чётко взгляды Пушкина выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.
Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноимённое стихотворение Радищева. В варианте одной строки «Памятника» Пушкин подчёркивает связь своей оды с одой Радищева.
Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев - на английскую революцию XVII века, Пушкин - на французскую революцию 1789 года). Вслед за Радищевым Пушкин считает, что равный для всех закон - залог обеспечения политической свободы в стране.
Но ода Радищева - призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, а ода Пушкина направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона. Пушкин выражал в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился.
Однако сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавали оде более революционное значение. Передовой молодёжью она воспринималась как призыв к революции. Так, например, знаменитый русский хирург Пирогов, вспоминая о днях своей юности, рассказывает следующий факт. Один из его товарищей-студентов, как-то заговорив о политических взглядах Пушкина, отразившихся в оде «Вольность», сказал: «По-нашему не так; революция так революция, как французская,- с гильотиной». Тогда другой гневно воскликнул: «Кто так из вас смеет говорить о Пушкине? Слушайте!» - и прочитал стихи:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты богу на земле.
Не менее революционно звучали для читателей и заключительные строки второй строфы:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Своё стихотворение Пушкин, по примеру Радищева, облёк в форму оды. Начинается ода с обращения к грозной для царей музе - гордой певице свободы, тут же указывается тема: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Далее следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами (Людовик XVI, Павел I). Заканчивается ода, как обычно, обращением к царю извлечь урок из сказанного.
Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находятся и словесные средства его выражения.
Речь поэта, приподнятая, взволнованная, отражает разнообразные его чувства: пламенное желание свободы (I строфа), негодование против тиранов (II строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (III строфа) и т. д. Поэт находит точные и вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он называет «грозой царей», «свободы гордою певицей», которая «гимны смелые» внушает.
Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.
Все произведения А.С. Пушкина великолепным образом передают палитру чувств, которые гениальный поэт испытывал на протяжении своей жизни. Вольнолюбивая поэзия всегда стояла у него на первом месте, особенно в раннем творчестве. Еще во времена лицеистской юности Пушкин отмечал для себя, что каждый человек имеет право на свободу. Однако правящие политические круги создают такие условия для народа, которые непременно будут тяготить и делать невыносимым его существование.
Вольнодумие
Ода «Вольность» Пушкина вошла именно в ранний период творчества этого великого поэта. В то время он был слишком наивен и даже не мог догадываться о том, что существует цензура. Пушкин слишком отрыто высказывал свои мысли и думал, что имеет на это полное право.
Произведение «Вольность» Пушкина было написано им сразу после окончания Царскосельского лицея в 1817 году. К тому времени он уже не сомневался в своем предназначении в художественной литературе и больше всего мечтал о всеобщей свободе, которую часто воспевал в своих стихотворениях.
Уже в первых строчках оды «Вольность» Пушкина слышится призыв и готовность ради свободы пожертвовать всем, что у него есть, даже своим талантом. Стихотворные строчки звучат как заклинание: «Приди, сорви с меня венец…» В этом произведении есть предопределение его судьбы как гражданина и как поэта. Он убежден: раз Господь одарил его необыкновенным литературным талантом, тогда и не стоит растрачивать его на всякие пустяки. Пушкин считает свою цель необходимой, благородной и призывает: «Тираны мира! Трепещите!.. восстаньте, падшие рабы!»
Ода «Вольность» Пушкин: анализ
Но как бы то ни было, совсем еще молодой Пушкин понимает, что очень непросто будет добиться изменений к лучшему в мире. Он сожалеет, что кругом царит «законов гибельный позор» и с ними приходится мириться всем сословиям общества. И если высокопоставленная власть воспринимает все это как должное, то бедному крепостному люду барщина и крепостничество все одно, что кандалы.
Пушкин определяет две основных силы общества XIX века - это слава и рабство. Российский доблестный народ смог прославить свою родину великими победами и подвигами. Однако обратной стороной этой медали были рабство и жуткое нищенство.
Поэта интересует, как будет выглядеть современное общество, когда оно станет по-настоящему свободным? За этим он обращается к архивам истории Запорожской Сечи, где много говорилось о равенстве и свободе. Тогда-то и созрел до своей революционной оды Пушкин. «Вольность» - стихотворение, которое является результатом восприятия ненавистного ему существующего строя.
Осуждение самодержавия
В своих рассуждениях о предназначении человека Пушкин приходит к выводу, что государственная власть не должна передаваться по наследству, ее должен получить тот, кто более всего ее достоин. Поэтому Пушкин становится противником самодержавия, он видит и большую дремучесть, и безмолвную покорность народа. Поэт отмечает, что «стыдливо молчали» не только современники, но и простые люди Европы, в которой тоже творились беззакония. Он предрекает правителям воздаяние и непременную жизнь по закону.
Произведение «Вольность» Пушкина при его жизни так и не было опубликовано, только потом Герцен напечатает его во второй книге сборника «Полярная звезда» от 1856 года.
Вера в лучшее
Продолжая эту тему, надо сказать, что поэт в некоторой степени понимал всю невозможность смены самодержавного строя. И потом он и сам признавался, что никогда не призывал к кровопролитию и революции. Но при этом свои мечты о светлом для народа будущем он никогда не оставлял. Пушкин верил, как ребенок, что мир все равно когда-нибудь изменится и в приоритетах у него будет справедливость, равенство и свобода.
Без внимания и реакции правительства это произведение, конечно же, не осталось, и поэтому в 1820 году Пушкина отправили в Южную ссылку, подальше от столицы.
Ода «Вольность», Пушкин: жанр
На социалистическую революцию 1917 года ода тоже в какой-то степени повлияла. Тема протеста против абсолютной монархии нашла отклик в большевистских кругах. Ведь ее строки: «Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу!» - были и через сто лет очень актуальными.
Ода «Вольность» Пушкина написана в виде лирического монолога с высокой окраской лексики. Все это создает динамичный текст и четкий ритм. По строгой композиции прослеживаются мысли и чувства поэта. Ярче и красочнее помогают сделать текст различные художественные средства в виде эпитетов: «благородный след», «роковая страсть», «неправедная Власть» и т. д., и олицетворений: «Молчит Закон». Глаголы и деепричастия чаще других частей речи повторяются: «беги, разбей, мужайтесь, внемлите, восстаньте».
Пушкин обладает талантом достаточно легко доносить до масс очень важные вопросы и проблемы.
Ода «Вольность» Пушкина поделена на три части. В первой он обращается к своей музе. Потом выражает свое недовольство правящей властью. И заканчивает все обращением к царю.
В своей оде Пушкин говорит о рабстве и о том, как самодержцы равнодушны к своим рабам. Поэт выступает против крепостного права. Рабство у него является олицетворением грозного гения, а слава - как роковая страсть. Властителям он пытается доказать, что не по их амбициям и желаниям они находятся у власти, их покровительство идет в сопровождении с законом. Поэт несколько унижает властительных царей, считая, что они ничего хорошего для народа не сделали. Про армию говорит, что армия хоть и может на первый взгляд показаться безжалостной и дерзкой, но в их глазах наблюдается страх.
В самом конце оды поэт призывает царей уважать волю народа и действовать самим прежде всего по закону, не попирая его.